Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе

Сочинение ЕГЭ по русскому языку – сравнение двух вариантов по одному тексту



Цель моих занятий по обучению сочинению ( любому – по литературе или по русскому часть С) состоит не только в том, чтобы ученик освоил формат того или иного сочинения, но прежде всего в том, чтобы он развил свою письменную речь. Ключевое слово в последнем предложении – свою. Во-первых, потому, что никакое копирование чужих текстов, взятых из сети, не поможет ученику потом самому составить связный текст, во-вторых, у каждого человека от рождения есть индивидуальный, присущий только ему стиль письма ( как отпечатки пальцев), и только развитие своего стиля – залог свободной письменной речи.


Ниже я привожу два сочинения по русскому языку по одному тексту части С, написанные двумя разными учениками. Первое написал мальчик, а второе – девочка. Тема одна – «Подвиг в повседневной жизни», а вот стили разные: первый больше научный, а второй – публицистический, и манера письма отличается. И тем не менее обе работы хороши – каждая по-своему.

  • Сочинение 1

Большая часть людей жаждет жить спокойной, размеренной, комфортной жизнью. Но есть некие представители человечества, которые хотят чего-то большего, например, совершить подвиг. При этом они, как правило, хотят быть великими полководцами, учеными, изобретателями… Значительная часть из них считает, что, для того чтобы совершить подвиг, необходимо быть кем-то большим и значимым, присутствовать при сотворении истории, а то и возглавлять его, желательно, чтобы тебя запомнили последующие поколения. Так ли это? Нельзя ли совершить подвиг в жизни обыденной, не будучи кем-то большим и значительным? Этот вопрос рассматривается в том числе и в данном нам тексте Дубинина.

Текст представляет из себя рассуждение. Сначала автор текста говорит о том, что люди всегда будут благодарны тем , кто совершил великое. В качестве примера великое совершивших он приводит Пржевальского, променявшего великосветский Петербург на путешествия, и Шаткина, спасшего людей от вируса трахомы, привив ее себе. Отдав должное великим, автор замечает, что не все люди работают в условиях экстремальных, наиболее к подвигам располагающим, а часто заняты на работах вполне себе обыденных. Тем не менее Дубинин говорит о том, что подвигу, по его мнению, есть место в любой обстановке, в подтверждение чего приводит в пример исторического прототипа Робинзона – Александра Селькирка. Пребывание Селькирка на необитаемом острове считается автором подвигом, потому что Селькирк, находясь на острове, одержал победу над самим собой, над малодушием, страхом смерти, ленью… Восхваляя Селькирка, Дубинин отмечает главное – с тем, с чем боролся этот достойный подражания человек, может бороться и каждый из нас, причем не только на необитаемом острове. Далее автор рассуждает об устремлениях человека и его нахождением между добром и злом, что прямого отношения к нашей теме не имеет.

Приведенного вполне достаточно, чтобы сформулировать авторскую позицию. Видимо, Дубинин считает, что подвиг может совершить кто угодно и практически при каких угодно условиях. С ним трудно не согласиться, так как в каждом из нас есть какие –то не способствующие развитию устремления, которые мы должны победить, перед каждым лежат препятствия, которые нужно преодолеть. Делая это, каждый может совершить свой маленький подвиг. Впрочем, обязательно ли маленький?

В качестве примера человека простого, совершающего действительно большой подвиг, можно вспомнить Александра Соколова из «Судьбы человека» Шолохова. Соколов был человеком простого происхождения, не обладающим особыми знаниями или талантами. По профессии он был шофером и водил грузовики как во время войны на фронте, так и до и после нее на гражданской службе. Не говоря особо о мужестве, проявленном им во время войны в немецком плену, рассмотрим его жизнь в послевоенное время. После войны эмоциональное состояние Соколова было очень тяжелым. Он пережил вражеский плен , во время которого испытал множество страданий и видел страдания и смерть своих товарищей. Вернувшись из плена, он обнаруживает, что почти вся семья , кроме сына Анатолия, убита во время немецкой бомбежки, а от дома в Воронеже осталась только воронка. Позднее, на фронте, он находит своего сына, но тот погибает в последний день войны. И вот, потеряв семью, родной дом… да буквально все, кроме собственной жизни, физически ослабев, Соколов тем не менее находит в себе силы продолжать жить и трудиться, переезжая из одного города в другой, несмотря ни на что. Мало того, в нем еще осталась доброта, чтобы заботиться о других, в частности, о мальчике Ване, которому Соколов решил заменить погибшего на войне отца. Подвиг Александра состоял в том, что , несмотря на все невзгоды, он не сдавался; не менее важно то, что он умудрился остаться человечным и сострадающим.

Соколов – далеко не единственный пример, когда вроде бы простой человек совершал нечто выдающееся, что можно назвать настоящим подвигом, преодолевая себя. Не менее известен пример летчика Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Полевого. Мересьев был летчиком-истребителем, сбитым немцами за линией фронта. Он с поврежденными ступнями сумел добраться до поселения, где жило население сожженной немцами деревни Плавни. Там его выходили, после чего за ним на самолете прилетел Дегтяренко и отвез его в родной авиаполк, а из авиаполка его на другом самолете отвезли в Москву, где поместили в госпиталь. Несмотря на все старания врачей ноги пришлось ампутировать. После этого Мересьев долго находился в депрессии, из которой ему помог выйти неунывающий комиссар Воробьёв . Врачи сделали для Мересьева прекрасный протез, и тот решил во что бы то ни стало научиться летать. Сначала он, курсируя из одного конца больничного коридора в другой, учился ходить. К выписке из больницы уже сложно было заподозрить, что у этого человека вместо ног протезы. Затем он учился с Зиночкой танцевать в санатории, освоив это искусство, несмотря на боль и усталость. После этого он, пройдя через множество инстанций , добился, чтобы его перевели в тренировочный авиполк, где он смог успешно летать как на тренировочном самолете, так и на истребителе Ла-5. В конце концов он отправился на фронт, где успешно сбивал немцев. Преодолев свою слабость, апатию и сопротивление собственного тела , он и впрямь совершил настоящий подвиг.

Не всякий человек, конечно, способен на подвиг сродни подвигам Мересьева или Соколова; но он вполне способен каждый день бороться и понемногу побеждать себя. А , « натренировавшись» на мелочах, кто знает, какие горы он свернет потом? Ведь многое великое начинается с малого. Желаю будущим свершителям подвигов хорошего начала.

  • Сочинение 2

Подвиг – это героический поступок человека, умение жертвовать ради других. В обычной жизни нам редко предоставляется возможность проявить героизм. Особенно сложно это сделать людям, чей образ жизни не связан с риском и опасностью. Но все же люди хотят совершать подвиги. В чем состоит подвиг в повседневной жизни? Именно этот вопрос автор поднимает в своем тексте.

Свой текст автор начинает с описания подвигов некоторых известных людей, таких, как Н.М.Пржевальский и А.Шаткин. Н. Дубинин говорит, что их вклад в науку очень велик, поэтому их имена хранятся в памяти многих людей. Далее он рассуждает о том, что все профессии важны, даже те, на которых нет возможности совершить подвиг. По мнению автора, подвигу есть место везде. В подтверждение своих слов он приводит жизнь Александра Селькирка, который победил свои пороки и выжил на необитаемом острове. Дубинин приходит к выводу, что со своими пороками нужно бороться не только на необитаемом острове, а всегда и везде. Автор говорит, что победив себя, каждый поймет, что такое подвиг. Завершая свой текст, он рассуждает о том, что человек всегда устремлен к хорошему, и только от него самого зависит, какую дорогу он выберет: добра или зла.

Мнение автора прямо выражено в тексте: «Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг». Здесь он подразумевает, что в самом человеке заключается множество пороков, которые не так просто победить. Дубинин считает, что «человек в основе своей всегда устремлен к хорошему». По его мнению, перед человеком всегда находятся две дороги, изначально он направлен на дорогу добра, но лишь от самого человека зависит, куда он пойдет.

Я не могу не согласиться с автором в том, что настоящим героизмом для человека является умение перебороть самого себя, ведь идти против своих же желаний нелегко- это требует от человека больших волевых усилий. Возможно, такой подвиг не оценят окружающие, но, безусловно, для самого человека он является очень важным.

Примером, подтверждающим слова автора, является произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Алексей Мересьев – главный герой повести, летчик по профессии. Во время одной из операций немецкие самолеты захватили его в двойные клещи и повели на свой аэродром, чтобы взять в плен. Мересьев попытался вырваться, но его подбили, и самолет упал посреди леса. Когда летчик очнулся, он увидел, что у него проблемы со ступнями, а от своих соотечественников он находится на расстоянии в 35 километров. Пилот не стал отчаиваться и каждый день шел в сторону своего войска. К сожалению, идти ему было все тяжелее, так как ноги болели все больше. Ему не на кого было надеяться и неоткуда ждать помощи, но он продолжал свой путь. В конце концов Мересьев уже перекатывался с боку на бок, потому что ни на что больше не имел сил. Когда его нашли, прошло 18 дней после его аварии, пилот был похож на «ходячий скелет». Тем не менее Алексей выжил. Этот невероятный человек совершил подвиг: он переборол самого себя, не поддался отчаянию, перетерпел жуткую боль, голод и одиночество. Его сила воли достойна восхищения: Мересьев выбрал жизнь вместо смерти и шел до конца к своей цели.

Произведение Н.В.Гоголя «Портет» показывает, что будет с человеком, который не стремится к лучшему и выбирает легкие пути. Художник Чартков, главный герой произведения, имел большой талант к искусству. Его наставник, профессор, говорил, что он может добиться больших успехов, да и сам художник об этом мечтал, но его всегда манило светское общество и богатство. Чартков еле сводил концы с концами, и, когда ему случайно достались деньги, вместо того чтобы потратить их на свое дальнейшее обучение живописи, он снял себе дорогую квартиру и дал объявление в газете. Так он стал модным живописцем и выбрал неверный путь, не стал бороться со своими желаниями. Сначала, рисуя портреты людей светского общества, он пытался сделать их особенными, внести в них что-то свое, но позже его уже это не интересовало, и он окончательно растерял свой талант. Однажды в город привезли картину его товарища, который продолжал практиковаться все эти годы в Италии. Когда Чартков увидел ее, он понял, как скучны его картины, побежал домой и попытался нарисовать падшего ангела, но у него ничего не вышло. Вскоре художник умер от безумства. Не поборов себя в нужный момент, Чартков загубил всю свою жизнь. Этот пример еще раз доказывает, что человек должен стремиться к лучшему и находить в себе силу бороться с плохим.

В заключение я хочу сказать, что человек не должен идти на поводу у всеобщего мнения. Мы должны слушать только самих себя и стараться бороться с ленью и трусостью. Только тогда, когда люди найдут в себе силы бороться за лучшее в своей жизни, человек станет настоящим героем.


Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!