Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Образец сочинения ЕГЭ по формату 2024 года

Образец сочинения ЕГЭ по формату 2024 года

В 2023/24 учебном году в критерии сочинения ЕГЭ были внесены некоторые изменения ( изменилось количество первичных баллов за комментарий, было введено обязательное условие наличия примера-аргумента в собственном отношении к позиции автора). С учетом этого ниже привожу образец сочинения, который можно использовать при подготовке к ЕГЭ 2024.


  • Исходный текст:

Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тётя, её дочь и кто-то ещё — жила на паёк отца и на его более чем скромную зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном, и я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

Так вот, о вечерах. Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и жёлтым кругом керосиновой лампы. Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая; мать и тётка тоже латают, штопают или перешивают; бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает; сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух, а я играю тут же, стараясь не шуметь. Это обычный вечерний отдых, и никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд, и мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО, для нас ещё не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья, и человек, который не трудится, воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.

В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». Это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.

Когда же он превратился в самоцель? В пустое времяпрепровождение, ничегонеделание, в полудрёму под солнцем? Мы и не заметили, как отдых стал занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах. В нашем сознании «труд» и «отдых» как бы поменялись местами: мы работаем для того, чтобы отдыхать, а не отдыхаем, чтобы работать. И я не удивлюсь, коль в новом «Толковом словаре» «труд» перестанет быть существительным, а вместо него останется глагол «трудиться». «„Трудиться” — заниматься каким-либо трудом с целью заработать денег на „отдых”».

Я столь запальчиво пишу об этом повальном бедствии нашем, потому что с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду приобретательства.

(По Б. Л. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР


  • Сочинение (на реальном ЕГЭ в 2022 году эта работа получила максимальный балл, её формат полностью соответствует формату ЕГЭ 2024 года)

ВСТУПЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМА: Если читать книги, написанные пятьдесят и более лет назад, то невозможно не заметить, как поменялось общество: сейчас стали другими не только представления о жизни, но и бытовые привычки людей. Интересно изучать жизнь наших предков, в том числе их отношение к отдыху. Научно-технический прогресс освободил личность от неквалифицированного труда и высвободил время, его стало больше для досуга, но как современный человек, по сравнению с предками, им распоряжается? Не случайно в данном тексте Б.Л.Васильев ставит проблему изменения представления людей об отдыхе.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ КОММЕНТАРИЯ ( УКАЗАНО, ЧТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ – РАССКАЗЧИК). Повествование в тексте ведётся от первого лица. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ: Рассказчик вспоминает, как в его детские годы проводила вечера большая семья, в которой он жил. У каждого было занятие: отец сапожничал или столярничал, мать и тётка штопали или перешивали, бабушка поскрипывала ручной мельницей, сёстры читали вслух, а сам герой играл, стараясь не шуметь. И считалось, что они отдыхают. ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ: Б. Л. Васильев в данном фрагменте текста через мысли рассказчика передаёт представление об отдыхе несколько десятилетий назад: это была для людей смена деятельности. Автор объясняет это тем, что семья жила очень бедно и каждую свободную минуту заботилась о добывании хлеба насущного.

ПЕРЕХОД КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ: Далее Б.Л.Васильев рассказывает о современном представлении людей об отдыхе, который стал самоцелью, пустым времяпрепровождением, ничегонеделанием. ВТОРОЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ: Теперь человек отдыхает, развалившись в кресле и часами глядя « в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину». ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ: Автор пишет о том, что представление об отдыхе коренным образом изменилось: «И уже мы работаем для того, чтобы отдыхать, а не отдыхаем, чтобы работать». СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ И ЕЁ АНАЛИЗ: Таким образом, Б.Л. Васильев противопоставляет представления об отдыхе родителей и бабушек тем, которые есть у современного поколения: старшее поколение и представить не могло понятие «отдых» в смысле абсолютного безделья, оно воспринимало его только как смену деятельности.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Б.Л. Васильев считает, что представление об отдыхе у людей с течением времени изменилось кардинальным образом. Нынешнее поколение идеализирует полное безделье, отдых стал самоцелью и начал «занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах». А старшее поколение воспринимает здорового человека, который не трудится, отрицательно. Это объясняется тем, что раньше, когда народ был вынужден тяжело работать ради куска хлеба, отдых был для него чем-то второстепенным и несущественным. И автор осуждает современное поколение за вот эту идеализацию безделья.

СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что отдыхать нужно с пользой, лишь переключаясь с одного вида деятельности на другой. Если просто лежать на диване и бездумно смотреть телевизор, то мозг отучается самостоятельно думать, человек становится пассивным, его жизнь лишается настоящего смысла, а желание просто получать удовольствие быстро приедается. Подтверждение этой мысли можно найти в художественной литературе. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР – ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ Например, в произведении Ф. Искандера «Авторитет» рассказывается о взаимоотношениях пожилого физика Георгия Андреевича и его двенадцатилетнего сына. Учёный в молодости по четырнадцать часов в день работал, в свободное время читал художественную литературу, считая это самым лучшим времяпрепровождением, а на момент действия рассказа решил заняться воспитанием младшего сына, который читать не любил, тратя досуг на телевизор и компьютерные игры, в итоге рос бездуховным, признающим в качестве единственной ценности деньги и завидующим своим богатым одноклассникам. Отец решил переломить ситуацию и приобщить сына к чтению, для этого ему потребовалось выиграть у сына партию в бадминтон на том условии, что проигравший должен был идти читать два часа книгу. Через изменение досуга сына с пассивного просмотра фильмов на спорт и чтение Георгию Андреевичу, по мнению автора, удастся вырастить ребёнка духовным и порядочным. В рассказе очень ярко видно прямо противоположное представление об отдыхе у представителей разных поколений, но досуг Георгия Андреевича служил тому, чтобы учёный и на пенсии приносил пользу обществу, а отдых его сына только способствовал деградации мальчика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В заключение хочется сказать о том, что бывает очень полезно изучать повседневную жизнь предыдущих поколений, у которых есть чему поучиться потомкам. Это касается и представления об отдыхе, которое было гораздо более продуктивно, чем сейчас. Если современное поколение будет отдыхать с пользой, его жизнь сильно изменится в лучшую сторону.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!