Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Три примера сочинения ЕГЭ по формату 2024 года по тексту Пескова о Южном полюсе

Три примера сочинения ЕГЭ по формату 2024 года с разными проблемами по тексту Пескова о Южном полюсе

Так получилось, что в 2022/23 учебном году у меня учились сразу три человека из одного класса. В школе им задали писать сочинение в формате ЕГЭ по тексту В.М.Пескова про Южный полюс. Каждый ученик выбрал свою проблему по этому тексту и написал – все три работы получили максимальный балл.


  • Исходный текст:

(1)– Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – именно эти слова сказал начальник полярной экспедиции Дмитрий Шпаро, когда в белёсой мгле ненадолго сверкнуло солнце и штурман Юрий Хмелевский определил: цель достигнута. (2)Несколько секунд друзья ещё стояли, пошатываясь, плотно прижавшись друг к другу. (3)И вдруг они кинулись обниматься, поздравлять друг друга, радуясь нелегко доставшейся победе. (4)Северный полюс столбиком не отмечен, на нём ничего нет, кроме льда и снега. (5)Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы и сходят на нет параллели. (6)На Южном полюсе исследователи, единожды вычислив точку, отметили её флагом и кругом из бочек. (7)На Севере из-за льда, постоянно перемещаемого течением, полюс всякий раз надо вычислять заново. (8)Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на ней всплывали подводные лодки, сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. (9)А вот пешим ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году. (10)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке. (11)Палатка выцвела – из оранжевой стала прозрачно-жёлтой, до дыр износились бахилы, лыжи были источены до предела. (12)Ну и, конечно, на лицах запечатлелось всё, что пришлось испытать. (13)Выросшие бороды, порыжевшие носы, обожжённые морозом, облупленные щёки. (14)Но это не были люди, до предела растратившие свои силы: они радовались, как дети, шутили, смеялись. (15)И в один голос готовы были сказать, что могли бы пройти ещё столько же. (16)Среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей поддержкой экспедиции и пониманием её задач, был и такой вопрос: (17)«Зачем?» (18)Вопрос этот столь же старый, как и вся история человечества. (19)Всегда кто-то шёл по земле, обрекая себя на лишения, даже на гибель. (20)А кто-то, сидя в спокойном тепле у костра в пещере или у телевизора в квартире, говорил: (21)«Зачем?» (22)Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений. (23)Тех же, кто шёл, история знает. (24)Усилиями легиона смельчаков были открыты на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли. (25)«Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо», – гласит древнее латинское изречение. (26)Людям хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. (27)Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия. (28)Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов. (29)Точка полюса – лишь некий итоговый символ. (30)Главное состоит в преодолении пространства до полюса, в преодолении полутора тысяч труднейших на всей земле километров, отделяющих остров Генриетты (точку старта) от полюса. (31)Степень трудности перехода наивысшая, она требует предела человеческих сил. (32)Мороз под сорок. (33)Торосы, разводья, которые надо преодолеть на лодках. (34)Постоянное напряжение, риск. (35)И вот он под ногами – полюс. (36)Величественный белый мир. (37)Чуть шевелится флаг на мачте, будто во сне. (38)Под ним на льду – шар-контейнер с такими дорогими для нас символами родной земли. (39)Это останется на полюсе. (40)Остаются у флага и портреты легендарных полярников: Седова, Русанова, Толля. (41)Володя Леденёв снимает на плёнку эти следы посещения полюса. (42)Снимает он и ледяной столбик, вокруг которого сегодня начерчены сажей параллели и меридианы. — (43)Ну вот всё и кончилось – дошли... (44)А Земля продолжает вертеться, – говорит Володя.  — (45)Друзья, а как там, интересно, на Южном полюсе… потеплее будет? (По В.М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (родился в 1930 году) – известный советский журналист, писатель, фотокорреспондент, путешественник, телеведущий.


  • Сочинение номер 1

Каждый человек хочет, чтобы после его смерти о нём помнили его потомки. Но не всегда это возможно. Какие люди останутся в памяти следующих поколений? Эту проблему ставит Василий Михайлович Песков в данном тексте.

В самом начале повествуется об экспедиции на Северный полюс под руководством Дмитрия Шпаро в тысяча девятьсот семьдесят девятом году. Она была очень важна как для самих участников, потому что никто до них раньше не достигал этого места пешим ходом на лыжах, так и для других людей, ведь экспедиция имела цель ещё раз точно определить место полюса и водрузить на нём советский флаг. Эта задача была очень трудная, потому что полюс покрыт только снегом и льдом, мороз под сорок, торосы, разводья, постоянное напряжение и риск, но люди не повернули назад. Когда участники дошли до полюса, источились их лыжи, бахилы износились до дыр, выцвела палатка, и тем не менее все радовались успешному завершению экспедиции. Таким образом, автор показывает, что эти отважные люди сделали важное открытие: заново вычислили точку полюса, и они доказали, что невозможных целей нет, надо лишь приложить усилия, с помощью которых человек сможет сделать мир лучше и так войти в историю на многие поколения вперёд.

В середине текста описываются люди, которые сидят в спокойном тепле у костра или у телевизора в квартире и спрашивают: «Зачем?» То есть они не понимают, ради чего смельчаки-путешественники рискуют своей жизнью, и, естественно, не собираются отказываться от своего комфорта. Но эта пассивность не всегда идёт самому человеку и остальным на пользу. Такие люди никогда не смогут сделать что-то важное и ценное, из-за чего их быстро забудут, так как они не оставят после себя никакого следа, который будет о них напоминать будущим поколениям. Таким образом, автор заставляет читателя задуматься о том, что если человек будет прожигать свою жизнь бессмысленно и ничего не оставит после себя, то его потомки уже о нём никогда не вспомнят.

Эти примеры противопоставлены по содержанию. В первом рассказывается о людях, которые хотят открывать новые места, рискуя при этом жизнью, и поэтому их никогда не забудут. А во втором, наоборот, о тех, кто ничего не делает, а лишь пользуется знаниями других, поэтому они будут быстро забыты.

Позиция В.М.Пескова находится в середине текста: «Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений. Тех же, кто шёл, история знает». А кто прожигает свою жизнь зря, того никогда никто не вспомнит. Людей запоминают не по именам, а по поступкам, которые принесли пользу всему человечеству. Таким образом, человеку нужно совершать значимые для других поступки, даже если они могут ему дорого обойтись, но они навсегда останутся в памяти потомков, которые будут благодарны своим предкам за те открытия, которые сделали их жизнь лучше, и за принесённые во имя других жертвы.

Я полностью согласен с автором в том, что только те люди остаются в памяти следующих поколений, кто рискнул своей жизнью, комфортом ради открытий, которые могут принести пользу всему человечеству на долгие годы вперёд. А последующие поколения в качестве вознаграждения будут им благодарны, ведь их предки совершили нечто значимое и полезное, так как человека помнят по его действиям. Но не всегда они являются какими-то открытиями. Так, например, в памяти людей живут имена тех спасителей, которые ценою своей жизни смогли победить врагов, которые пытались завоевать нашу Родину. В качестве доказательства своего тезиса хочу привести произведение Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем». В нём рассказывается о солдатах, которые в период Великой Отечественной войны были в лесу окружены немцами. Главный герой Николай пошёл на разведку и случайно встретился с мальчиком, который наблюдал за передвижением немцев. Ребёнок согласился помочь военному и подсказал путь выхода из окружения. Но, к сожалению, Николая ранило осколком мины, он не мог бежать, и к ним стали приближаться немцы. Тогда мальчику пришлось выйти навстречу фашистам, чтобы они не увидели героя и не расстреляли его. Это спасло Николая, но стоило подростку жизни. Повествуя об этом случае в штабе фронта, военные почтили память неизвестного мальчика минутой молчания. Таким образом, автор показывает, что в памяти остаются люди, которые готовы совершить отважный поступок ради других, даже если это потребует от них отдать свою жизнь, чтобы те, кого они спасли, продолжали дальше защищать родную страну.

В заключение хочется сказать о том, что если человек готов совершать какие-либо открытия, рисковать своей жизнью, терпеть трудности и лишения ради других, то высшей наградой за это станет память о нём, которая будет передаваться из поколения в поколение. А люди, которые будут жить только для себя, уйдут из мира бесследно, их никто не будет помнить.


  • Сочинение номер 2

Люди всегда стремились к развитию, прогрессу, к новым открытиям. Им было интересно, есть ли еще какая-то жизнь на планете, что находится за морями, океанами и горами. Они рисковали жизнью, преодолевали различные трудности, чтобы исследовать всё то, что нам известно на сегодняшний день. Но стоит ли рисковать и преодолевать трудности ради новых открытий? Именно такую проблему ставит Василий Михайлович Песков в данном тексте.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает об экспедиции на Северный полюс под руководством Дмитрия Шпаро в тысяча девятьсот семьдесят девятом году. В тексте описывается прибытие путешественников к месту назначения. Они добрались сюда впервые в истории человечества пешим ходом на лыжах. Люди были уставшие после такого трудного и долгого пути, поэтому несколько секунд стояли, пошатываясь. В.М. Песков пишет: “Степень трудности перехода наивысшая, она требует предела человеческих сил. Мороз под сорок. Торосы, разводья, которые надо преодолеть на лодках. Постоянное напряжение, риск.” Однако спустя несколько мгновений путешественники начали радоваться, обниматься и ликовать, что наконец-то достигли этой точки. На них лежала печать этой нелегкой и долгой дороги: снаряжение испортилось, отросли бороды, замерзли носы. Но путешественников это ни капли не пугало, они радовались этой победе и были готовы пройти еще раз такой же путь. Члены экспедиции стояли с осознанием того, что под ними весь земной шар, поэтому запечатлели этот радостный момент на пленку и сказали: “Друзья, а как там, интересно, на Южном полюсе… потеплее будет?” Таким образом, В.М. Песков показывает читателям, что эти исследователи не боялись испытаний: даже пройдя такой трудный путь, дойдя до Северного полюса пешим ходом на лыжах, они полны сил, радостны и готовы идти дальше, чтобы поставить новые рекорды, достигать новых целей, то есть люди готовы рисковать и преодолевать трудности ради новых открытий.

Далее автор рассказывает о том, что в редакцию во время экспедиции поступало много писем с поддержкой, но некоторые задавались вопросом: “Зачем?” В.М. Песков отмечает, что такие люди сидят в квартире у телевизора и лишь обсуждают и критикуют тех, кто совершает новые открытия, “обрекая себя на лишения, даже на гибель”. Люди всегда стремились познать неизведанное, но были и лентяи, которые сомневались в том, что это нужно. Автор критикует сомневающихся и подробно объясняет, почему нужно рисковать ради новых открытий. Это делается для лучшего будущего человечества.

В тексте В.М. Песков использует прием объяснения: сначала он приводит пример экспедиции на Северный полюс, а потом объясняет, почему риск того стоил, а путешествие было важным и нужным. В.М. Песков рассуждает, почему люди всегда хотели совершать новые открытия и создавать что-либо на благо будущего. Он рассказывает, что люди рисковали и стремились к лучшему, чтобы будущим поколениям было легче. Автор объясняет во втором выделенном мной примере, для чего делаются экспедиции, ставятся рекорды, проводятся эксперименты и новые исследования.

В.М. Песков считает, что необходимо рисковать и открывать новые уголки планеты ради будущих поколений: “Людям хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия. Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов.” Люди хотели открывать новые границы, даже рискуя жизнью, поэтому эти исследователи остались в памяти человечества, ведь без них мы бы сейчас не были на том этапе развития, на котором находимся сейчас.

Я полностью согласен с автором в том, что нужно рисковать и преодолевать трудности ради новых открытий, потому что без них цивилизация бы не развивалась, другие континенты не были бы известны и освоены, в конце концов ресурсы кончились бы и человечество вымерло. Также это важно, так как существует много экологических проблем и невозобновляемых ресурсов, которые просто кончатся, если не найти им замену. Но благодаря первооткрывателям мы освоили новые территории Земли, и цивилизация продолжила развиваться. Ученые до сих пор исследуют кору земли и новые территории, и это актуально, ведь на планете еще расти нашим детям, внукам и правнукам. Например, потомки благодарны Колумбу за открытие нового материка. Он подумал, что до Индии можно добраться через Атлантический океан, и решил это сделать. Испания согласилась профинансировать Колумба. Во время путешествия экипаж несколько раз требовал возвращения, так как несколько месяцев они плыли по открытому океану, не видя ничего вокруг, кроме воды. Экипаж думал, что они потерялись на водных просторах и умрут из-за недостатка еды. Но Колумб им отказывал, потому что был уверен, что они обязательно доплывут до побережья, омываемого Индийским океаном. Таким образом, благодаря Колумбу, который рисковал своей жизнью во время путешествия, мы узнали о Центральной Америке.

В заключение хочется сказать о том, что всё же стоит преодолевать трудности ради того, чтобы оставить след на земле или совершить что-то полезное для будущего. Это важно, потому что потом жить нашим детям и внукам, о которых тоже стоит побеспокоиться. Никогда не нужно останавливаться на достигнутом, потому что существует еще много неизвестных нам мест, о которых хочет узнать человечество.


  • Сочинение номер 3

С древних времен люди всегда стремились познать что-то новое и совершить открытия, но это часто было сопряжено с опасностью для жизни. Не случайно В.М. Песков в данном тексте ставит проблему того, стоит ли рисковать жизнью ради новых открытий?

Размышляя над проблемой, писатель рассказывает о пешей экспедиции под руководством Дмитрия Шпаро на Северный полюс в тысяча девятьсот семьдесят девятом году и в начале текста описывает момент их прихода туда. Группа из семерых смельчаков решила отправиться на Северный полюс на лыжах , так как до них таким способом никто не добирался: все уже плавали туда на ледоколах, ездили на упряжках, доезжали на мотосанях и летали на самолетах. Члены экспедиции являлись первооткрывателями и ради этого были готовы на любые жертвы. Путь оказался для них нелегким, они преодолели много трудностей и тем не менее были счастливы, дойдя до цели и водрузив там флаг нашей страны. Члены этой экспедиции считали, что поступили правильно, и радовались успешному завершению путешествия: в конце текста они были готовы покорять и Южный полюс. На этом примере автор показывает нам, что человек готов рискнуть собственной жизнью ради открытия чего-то нового, неизведанного.

В середине текста В.М.Песков упоминает и других людей, которые сидят спокойно у костра в пещере или у телевизора в квартире и говорят: “Зачем?” Они не стремятся ничего открыть и тем самым внести свой вклад в развитие общества, у них нет потребности рисковать жизнью ради чего-то нового, этим людям привычнее сидеть в комфорте дома и смотреть телевизор. Автор осуждает тех, кто не хочет рисковать жизнью ради открытий, и объясняет это тем, что в результате ”вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений”. Таким образом, писатель в данном тексте противопоставляет людей, которые совершают открытия, несмотря на угрозу смерти, и тех, кто боится ради них жертвовать своей жизнью.

Позиция В.М.Пескова заключается в том, что без открытий человек так бы и остался жить в пещере, поэтому утверждает, что ради них стоит идти на риск: ”Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия. Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов”. Если бы все люди сидели дома и ничего не открывали, то человек жил бы в непознанном мире и не имел бы представления о нем. Открытия, по мнению автора, не только сопряжены с напряжением и риском, они требуют предела человеческих сил - только так их можно совершить.

Я согласен с автором в том, что ради новых открытий стоит рисковать своей жизнью, потому что без них невозможен прогресс человеческого общества. Во все времена люди желали открывать что-то новое, рискуя своей жизнью. В истории человечества немало таких примеров, взять хотя бы Генри Хэда - известного английского невролога. Хэду часто попадались больные с повреждением периферического нерва, но пациенты были не способны четко описать свои ощущения, особенно в медицинской терминологии. «Вскоре стало очевидно, что многие наблюдаемые факты так и останутся без объяснения, если не провести более тщательный и продолжительный эксперимент. С больными такой эксперимент невозможен. Очевидно, что удобнее всего наблюдать развитие и исцеление собственного недуга», — писал ученый. И поэтому Хэд решил самому себе перерезать нервы и проследить процесс восстановления чувствительности. Он попросил своего коллегу, чтобы тот сделал надрез на его руке и перерезал лучевой и наружный нервы. За четыре года Хэд провёл с этой повреждённой рукой более ста многочасовых опытов. Таким образом, ученый в процессе экспериментов над собой хотя и мог погибнуть от разных причин, но он хотел изучить нервы человека и поэтому проводил опыты со своей рукой, рискуя жизнью. И этот риск был совершенно оправдан.

В заключение хотелось бы сказать, что мы должны помнить всех первооткрывателей, потому что они жертвовали жизнью ради нас, ради будущих поколений, и мы обязаны уважать их.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!