Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Я, как репетитор по русскому языку, исходя из собственного опыта, могу сказать, что самая эффективная подготовка к ЕГЭ по русскому языку будет в том случае, если она проводится в системе.
Часто подготовка к ЕГЭ по русскому языку проходит в формате «латания дыр», то есть отработки лишь отдельных заданий тестовой части, которые вызывают наибольшие затруднения. А если в одном варианте ученик делает ошибки в одних заданиях, а в другом варианте – соответственно, в других, и уловить закономерности ( а где же пробелы-то?) не представляется возможным? В этом случае и помогает следование системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку, которая включает заучивание теории и алгоритмов выполнения каждого задания тестовой части и поэтапную отработку всех элементов сочинения ЕГЭ – от вступления и поиска проблемы до заключения. Даже если какое-то задание у Вас получается хорошо, его всё равно нужно сделать несколько десятков раз, чтобы исключить ситуацию, когда на самом экзамене попадётся трудный или нестандартный вариант, с которым Вы ещё не сталкивались. А если какое-то задание вызывает трудности, естественно, на его отработку уйдёт намного больше времени – придётся сделать до сотни вариантов этого задания. Мой подход прекрасно работает, если ученик хочет для себя более-менее стабильного и предсказуемого результата на экзамене.
Что представляет из себя разработанная мной система подготовки к ЕГЭ по русскому языку?
Календарный план подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает полный объём теоретических знаний и отработку всех видов работ для сдачи экзамена и позволяет отслеживать по времени, успеваем ли мы пройти нужный объём. Таким образом, вероятность того, что мы успеем пройти не всё, что нужно к экзамену, практически исключается.
2. Отработка тестовой части ЕГЭ по русскому языку.
Этому помогает наличие составленного мной справочника - теории ЕГЭ по русскому языку, в котором к каждому заданию тестовой части ЕГЭ по русскому языку подобран теоретический материал, необходимый для выполнения задания, а также в некоторых случаях и алгоритм его выполнения. Подробнее про объём знаний для успешной сдачи ЕГЭ см. здесь.
Весь справочник постепенно заучивается учеником наизусть, на занятии я спрашиваю теорию и затем по ней отрабатываем каждое задание. Ученик выполняет задание устно вслух, я слежу за тем, чтобы он делал его по алгоритму, позволяющему выполнить задание максимально безошибочно и на ходу поправляю, если нужно.
Некоторым ученикам сложно запоминать определённый объём текста и работать по алгоритму, в этом случае они предпочитают выполнять задания что называется «методом исключения» или вообще наугад. Второе легче, но и процент ошибок больше, а моя методика отработки позволяет добиться 100% выполнения тестовой части. Так что выбор остаётся за учеником – либо как легче без гарантий высокого результата, либо как тяжелее, но при этом качественно.
Хронометраж занятия по тестовой части в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку из расчёта 90 минут.
- а) проверка письменного домашнего задания и теории (устно или письменно) – 20 мин.
- б) работа над ош. дом. раб. и отработка пробелов – 10 -30 минут
- в) отработка нового материала – 40-60 минут (10-20 вариантов из ЕГЭ на каждое задание)
3. Занятия по изучению художественной литературы по составленному мной списку, необходимого для успешного написания сочинения в декабре и сочинению ЕГЭ по русскому языку. Этот список читается учениками осенью в бумажных вариантах с подчёркиванием главных мыслей, каждое произведение из него мы разбираем для лучшего усвоения содержания и отработки навыка понимания текста.
4. Обучение сочинению по литературе, которое проходит в декабре и является допуском к ЕГЭ по русскому языку.
В начале сентября выходят 5 направлений тем, которые будут предложены ученикам в декабре, а также ориентировочные темы. После прохождения списка по литературе я разбираю сами темы, учу формулировать основной тезис, также отрабатываю композицию сочинения и развиваю письменную речь.
5. Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку.
Для этого я составила специальные блоки тренировочных текстов 25 задания по русскому языку, включающие 10 текстов на разные темы. На дом я задаю прочитать тексты и подчеркнуть в них главные мысли и найти позицию автора ( критерий К3). На занятии я проверяю, правильно ли ученик понял текст, и вместе мы формулируем проблемы, поставленные в данном тексте ( критерий К1). Отдельно тренируемся подбирать 2 примера из текста для комментария проблемы ( критерий К2), формулировать логический аргумент самого учащегося и подбирать 2 литературных аргумента ( критерий К4). Тренировка проходит сначала на занятии, а потом то же самое ученик выполняет дома и приносит для проверки. Сочинения мы учимся составлять устно или письменно на занятии, а затем ученик пишет его дома и приносит на проверку. На первых порах я проверяю сочинение вслух при ученике, чтобы он сразу мог понять свои ошибки и учесть в следующем сочинении, а весной я задаю сочинения на дом, ученик высылает их мне по почте и я проверяю без него.