Как научиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
В данной статье я подробно рассказываю о том, почему нужно учиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку и делать это лучше с преподавателем, раскрываю содержание обучения и его этапы, а также привожу хронометраж написания сочинения непосредственно на ЕГЭ по русскому языку.
Как научиться писать сочинение ЕГЭ? Этот вопрос волнует практически каждого старшеклассника, которому предстоит сдавать экзамен. Это неудивительно, так как предварительное тестирование знаний учеников из года в год показывает, что даже если тестовую часть десятиклассник делает с небольшим количеством ошибок, то сочинение ЕГЭ по русскому языку у него с 90% вероятности вызывает затруднения. Причин тому несколько. Во-первых, в школе практически перестали писать сочинения по литературе, и зачастую у ребёнка к 11 классу есть только опыт изложения и сочинения ОГЭ, следовательно, практически отсутствует умение письменно рассуждать по той или иной проблеме, ведь сочинение в 11 классе на порядок сложнее, чем в 9: это всё равно, как с лёгкостью пробегать стометровку, а через два года попробовать без всякой тренировки одолеть километровую дистанцию. Если в 10 классе ребёнок не писал даже конспектов по истории или биологии, то в выпускном классе он вряд ли сможет развёрнуто ответить на сложный вопрос о нравственном выборе или роли искусства в жизни человека и т.д.
Во-вторых, если теорию тестовой части можно выучить, скачав соответствующий материал из сети, а потом потренироваться на вариантах из сборников ЕГЭ, то теорию сочинения ЕГЭ по русскому языку, которая изложена в ряде пособий, применить самостоятельно крайне сложно, если нет навыка анализа и понимания смысла текста.
«А как же курсы или занятия в школе на факультативах? - спросите Вы. – Разве там нельзя научиться тому, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку?» На курсах, т.е. в группе, преподаватель может объяснить формат, но он не сможет осуществить главное – помочь ребёнку развить его письменную речь, которая, как и стиль, у каждого человека своеобразна, а также сформировать навык анализа текста. Это достигается только в процессе индивидуальной работы с опытным репетитором, который подберёт нужную систему упражнений, вместе с учеником потренируется составлять сочинения, разберёт его ошибки.
Таким образом, если Вы хотите гарантированно научиться писать сочинение по русскому языку ЕГЭ, то можете обращаться ко мне – я обязательно помогу Вам! Каждый год мои ученики получают максимальные баллы за сочинение ЕГЭ по русскому (примеры их сочинений на реальном экзамене)
Содержание обучения сочинению ЕГЭ по русскому языку:
- изучение критериев оценки сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Знание критериев, во-первых, помогает придерживаться определённой структуры работы, во-вторых, мобилизует проверить уже написанный текст, так как речевое оформление сочинения и грамотность составляет 70% от баллов, которые можно за него получить. И только 30% - собственно содержание сочинения.
Учащиеся заблуждаются, предполагая, что достаточно написать текст в объёме 150 слов короткими предложениями, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, и они получат высокий балл за сочинение на ЕГЭ. Они забывают о таких критериях, как К5 «Логичность речи», К9 «Соблюдение грамматических норм», К10 «Соблюдение речевых норм».
Если сдать сочинение по русскому языку ЕГЭ в виде короткого и состоящего из предложений в 5-10 слов текста, то, действительно, можно выиграть 4-6 баллов по орфографии и пунктуации, но в таком сочинении практически нереально развернуть аргументы так, чтобы они были засчитаны экспертом, а это ещё минус 3-5 баллов.
- отработка критериев К1 – К3 сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Учимся находить позицию автора, составлять комментарий и формулировать аргумент.
- развитие речи при написании сочинения.
Самая главная трудность, с которой сталкиваются учащиеся, - это словесное оформление собственных мыслей. Они знают формат, могут придумать логический аргумент и подобрать подходящий пример из художественной литературы, но… садятся писать работу и у них начинается ступор!
Почему? Потому что они не привыкли составлять собственные тексты. Современные дети пользуются речью в основном только в быту, но разговорного уровня владения языком явно недостаточно, чтобы сформулировать письменно фразы публицистического стиля, требуемые в сочинении на ЕГЭ. К тому же в школе от них обычно не требуют ни устного пересказа параграфов учебника, ни конспектов текстов – т.е. дети не делают той языковой работы, которая могла бы им помочь в освоении ЕГЭ по русскому сочинения.
Как быть в такой ситуации? Тренировать письменную речь. Сначала составлять устные сочинения по текстам ЕГЭ, потом их записывать, затем проверять. Многократная правка собственной работы очень хорошо способствует развитию речи.
- формирование навыка проверки собственной работы..
Как правило, учащиеся ленятся проверять своё сочинение или пытаются это делать, но не могут найти у себя ни одной ошибки. В результате их работа представляет из себя фактически черновик с большим количеством недочётов.
Но одно дело – принести на занятие с репетитором свой текст, а уж преподаватель пусть находит ошибки и указывает на них, и совсем другое дело – уже на ЕГЭ написание сочинения, где за каждую пропущенную ошибку снимают баллы. Вот почему ребёнку нужно обязательно научиться проверять собственный текст. Работа эта длительная и непростая, происходит в несколько этапов, на занятиях осваиваются алгоритмы проверки отдельно орфографии, отдельно пунктуации и речи.
Как происходит обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку?
- Сначала я задаю ученику читать список по художественной литературе, специально подобранный и распределённый по основным типам проблем. Произведения мы разбираем. Этот этап – лишь предварительная подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
- Затем на занятиях мы учимся находить позицию автора. На это может уйти от 3-х до 7 занятий, в зависимости от уровня учащегося, так как в случае неправильно сформулированной позиции автора не засчитываются комментарий и собственный аргумент, а это потеря 6 первичных баллов.
- После того как ученик свободно освоил поиск позиции автора, можно переходить к анализу текстов ЕГЭ. У меня подобраны тексты разной тематики с реального ЕГЭ последних пяти лет, которые я даю ученикам и прошу их провести предварительный письменный анализ по тексту: разделить текст на части и написать название каждой, определить позицию автора, найти на неё два примера из текста, определить смысловую связь, написать логический аргумент и пример по литературе. На освоение подобного анализа может уйти 1-3 занятия.
- Постепенно я перехожу к отработке отдельных элементов сочинения ЕГЭ: комментария, аргументов, вступления и заключения. Задаю написать сочинение по русскому языку ЕГЭ полностью, потом в ходе проверки смотрю, какие недочёты есть в раскрытии того или иного критерия, и в зависимости от характера недочёта провожу устные упражнения по отдельным критериям. Эта работа может занять 5-8 занятий.
Итого: на освоение сочинения ЕГЭ по русскому языку необходимо от 9 до 18 занятий.
Как проходит непосредственно на ЕГЭ написание сочинения?( хронометраж )
Привожу цифры, исходя из общего времени на этот вид работы – 2 часа. Отдельное время обязательно нужно посвятить предварительному анализу текста, это может занять минут 10-20: подчеркнуть главные мысли фрагмента, определить позицию автора, найти два примера для комментария и т.д. После этого пишется черновик сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Черновик нужно обязательно проверить 2-3 раза: сначала найти речевые ошибки, нарушения логической связности и т.д., т.е. поработать над речевым оформлением сочинения, а во 2-й и 3-й раз проверяются, соответственно, орфографические и пунктуационные ошибки. На создание черновика и его правку должно уйти не более 70 минут , а на его переписывание и окончательную проверку – минут 40. Такой скорости можно добиться только после тщательной предварительной подготовки к ЕГЭ по русскому – сочинению.