Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе

ЕГЭ по русскому языку – сочинение



Как писать сочинение на ЕГЭ? Этот вопрос волнует практически каждого старшеклассника, которому предстоит сдавать экзамен. О том, занимаюсь ли я «подготовкой к сочинению по русскому языку ЕГЭ», спрашивают родители, которые просят меня позаниматься с их ребёнком.



ЕГЭ по русскому языку – сочинениеЭто неудивительно, так как предварительное тестирование знаний учеников из года в год показывает, что даже если часть А и В десятиклассник делает с небольшим количеством ошибок, то сочинение на ЕГЭ у него с 90% вероятности вызывает затруднения. Главная тому причина, на мой взгляд, состоит в том, что если теорию части А и В можно выучить, даже скачав соответствующий материал из сети, а потом потренироваться на вариантах из сборников ЕГЭ, то теорию части С, которая изложена в ряде пусть и неплохих пособий, применить самостоятельно крайне сложно.

« А как же курсы или занятия в школе на факультативах? - спросите Вы. – Разве там нельзя научиться тому, как писать сочинение на ЕГЭ?» На курсах, т.е. в группе, преподаватель может объяснить формат части С, но он не сможет осуществить главное – помочь ребёнку развить его письменную речь, которая, как и стиль, у каждого человека своеобразна, соответственно, развить их можно только в процессе индивидуальной работы с опытным репетитором, который подберёт нужную систему упражнений, вместе с учеником потренируется составлять тексты, разберёт его ошибки.

Таким образом, если Вы хотите гарантированно научиться писать сочинение по русскому языку ЕГЭ, то можете обращаться ко мне – я обязательно помогу Вам! Каждый год мои ученики получают высокие баллы за часть С – вплоть до 23 баллов из 23 возможных.

Содержание подготовки к ЕГЭ по русскому – сочинению.

  • изучение критериев оценки сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Знание критериев, во-первых, помогает придерживаться определённой структуры работы, во-вторых, мобилизует проверить уже написанный текст, так как за речевое оформление сочинения и грамотность можно получить 16 баллов из 23.

Учащиеся заблуждаются, предполагая, что достаточно написать текст в объёме 150 слов короткими предложениями, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, и они получат высокий балл за сочинение на ЕГЭ. Они забывают о таких критериях, как К5 «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» и К6 «Точность и выразительность речи».

Как писать сочинение на ЕГЭ?»

Если сдать сочинение по русскому языку ЕГЭ в виде короткого и состоящего из предложений в 5-10 слов текста, то, действительно, можно выиграть 4-6 баллов по орфографии и пунктуации, но неизбежна потеря 4-х баллов по критериям К5 и К6: сочинение из коротких фраз невыразительно и в нём крайне сложно добиться речевой связности. К тому же в таком сочинении практически нереально развернуть аргументы так, чтобы они были засчитаны экспертом, а это ещё минус 3 балла.

  • отработка критериев К1 – К4 сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Учимся определять проблемы, находить позицию автора, составлять комментарии и формулировать аргументы.

  • развитие речи при написании части С.

Самая главная трудность, с которой сталкиваются учащиеся, - это словесное оформление сочинения. Они знают формат ЕГЭ по русскому сочинения, могут придумать логический аргумент и подобрать подходящие примеры из художественной литературы, но… садятся писать работу и у них начинается ступор!

Почему? Потому что они не привыкли составлять собственные тексты. Современные дети пользуются речью в основном только в обиходе, но разговорного уровня владения языком явно недостаточно, чтобы сформулировать письменно фразы публицистического стиля, требуемые в сочинении на ЕГЭ. К тому же в школе от них обычно не требуют ни устного пересказа параграфов учебника, ни конспектов текстов – т.е. дети не делают той языковой работы, которая могла бы им помочь в освоении ЕГЭ по русскому сочинения.

Как быть в такой ситуации? Тренировать письменную речь. Сначала составлять устные сочинения по части С, потом их записывать, затем проверять. Многократная правка собственной работы очень хорошо способствует развитию речи.

  • формирование навыка проверки собственной работы.

Как правило, учащиеся ленятся проверять свою работу или пытаются это делать, но не могут найти у себя ни одной ошибки. В результате их работа представляет из себя фактически черновик с большим количеством недочётов.

Но одно дело – принести на занятие с репетитором свой текст, а уж преподаватель пусть находит ошибки и указывает на них, и совсем другое дело – уже на ЕГЭ написание сочинения, где за каждую пропущенную ошибку снимают баллы. Вот почему ребёнку нужно обязательно научиться проверять собственный текст. Работа эта длительная и непростая, происходит в несколько этапов, на занятиях осваиваются алгоритмы проверки отдельно орфографии, отдельно пунктуации и речи.


Как происходит подготовка к сочинению ЕГЭ?

  1. Сначала я задаю ученику читать список по художественной литературе ( 31 произведение, общим объёмом 600 страниц), специально подобранный и распределённый по основным темам части С, с учётом того, чтобы по каждой теме можно было привести 2-3 примера по литературе. В этом списке к каждому произведению сформулирован вопрос по содержанию, чтобы ученику было легче следить по тексту за основной канвой повествования и развитием главной мысли произведения. Этот этап – лишь предварительная подготовка к сочинению ЕГЭ.
  2. Затем на занятиях мы учимся определять проблемы, поставленные в каждом произведении ( их может быть от 1 до 7 и более штук), и правильно их формулировать, а также находить позицию автора. На это может уйти от 3-х до 7 занятий, в зависимости от уровня учащегося, так как эти 2 критерия – проблема и позиция автора - вызывают наибольшие трудности при написании сочинения по русскому языку ЕГЭ.
  3. После того как ученик свободно освоил поиск проблемы и позиции автора, можно переходить к анализу текстов части С. У меня подобраны тексты разной тематики, которые я даю ученикам и прошу их провести предварительный письменный анализ по тексту: разделить текст на части и написать название каждой, определить позицию автора, проблему, написать логический аргумент и 2 примера по литературе. На освоение подобного анализа может уйти 1-3 занятия.
  4. Постепенно я перехожу к отработке отдельных элементов части С: комментария, аргументов, вступления и заключения. Задаю написать сочинение по русскомуязыку ЕГЭ полностью, потом в ходе проверки смотрю, какие недочёты есть в раскрытии того или иного критерия, и в зависимости от характера недочёта провожу устные упражнения по отдельным критериям. Эта работа может занять 5-8 занятий.

Итого: на освоение части С необходимо от 9 до 18 занятий.


Как проходит непосредственно на ЕГЭ написание сочинения?Как проходит непосредственно на ЕГЭ написание сочинения?( хронометраж )


Привожу цифры, исходя из общего времени на этот вид работы – 2 часа. Отдельное время обязательно нужно посвятить предварительному анализу текста, это может занять минут 10-20: подчеркнуть главные мысли фрагмента, определить позицию автора, сформулировать проблему и т.д. После этого пишется черновик сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Черновик нужно обязательно проверить 2-3 раза: сначала найти речевые ошибки, нарушения логической связности и т.д., т.е. поработать над речевым оформлением сочинения, а во 2-й и 3-й раз проверяются, соответственно, орфографические и пунктуационные ошибки. На создание черновика и его правку должно уйти не более 70 минут , а на его переписывание и окончательную проверку – минут 40. Такой скорости можно добиться только после тщательной предварительной подготовки к ЕГЭ по русскому – сочинению.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!