Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе

Как научиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

В данной статье я подробно рассказываю о том, почему нужно учиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку и делать это лучше с преподавателем, раскрываю содержание обучения и его этапы, а также привожу хронометраж написания сочинения непосредственно на ЕГЭ по русскому языку.

ЕГЭ по русскому языку – сочинениеКак научиться писать сочинение ЕГЭ? Этот вопрос волнует практически каждого старшеклассника, которому предстоит сдавать экзамен. Это неудивительно, так как предварительное тестирование знаний учеников из года в год показывает, что даже если тестовую часть десятиклассник делает с небольшим количеством ошибок, то сочинение ЕГЭ по русскому языку у него с 90% вероятности вызывает затруднения. Причин тому несколько. Во-первых, в школе практически перестали писать сочинения по литературе, и зачастую у ребёнка к 11 классу есть только опыт изложения и сочинения ОГЭ, следовательно, практически отсутствует умение письменно рассуждать по той или иной проблеме, ведь сочинение в 11 классе на порядок сложнее, чем в 9: это всё равно, как с лёгкостью пробегать стометровку, а через два года попробовать без всякой тренировки одолеть километровую дистанцию. Если в 10 классе ребёнок не писал даже конспектов по истории или биологии, то в выпускном классе он вряд ли сможет развёрнуто ответить на сложный вопрос о нравственном выборе или роли искусства в жизни человека и т.д.

Во-вторых, если теорию тестовой части можно выучить, скачав соответствующий материал из сети, а потом потренироваться на вариантах из сборников ЕГЭ, то теорию сочинения ЕГЭ по русскому языку, которая изложена в ряде пособий, применить самостоятельно крайне сложно, если нет навыка анализа и понимания смысла текста.

«А как же курсы или занятия в школе на факультативах? - спросите Вы. – Разве там нельзя научиться тому, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку?» На курсах, т.е. в группе, преподаватель может объяснить формат, но он не сможет осуществить главное – помочь ребёнку развить его письменную речь, которая, как и стиль, у каждого человека своеобразна, а также сформировать навык анализа текста. Это достигается только в процессе индивидуальной работы с опытным репетитором, который подберёт нужную систему упражнений, вместе с учеником потренируется составлять сочинения, разберёт его ошибки.

Таким образом, если Вы хотите гарантированно научиться писать сочинение по русскому языку ЕГЭ, то можете обращаться ко мне – я обязательно помогу Вам! Каждый год мои ученики получают максимальные баллы за сочинение ЕГЭ по русскому (примеры их сочинений на реальном экзамене)

Содержание обучения сочинению ЕГЭ по русскому языку:

  • изучение критериев оценки сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Знание критериев, во-первых, помогает придерживаться определённой структуры работы, во-вторых, мобилизует проверить уже написанный текст, так как речевое оформление сочинения и грамотность составляет 70% от баллов, которые можно за него получить. И только 30% - собственно содержание сочинения.

Учащиеся заблуждаются, предполагая, что достаточно написать текст в объёме 150 слов короткими предложениями, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, и они получат высокий балл за сочинение на ЕГЭ. Они забывают о таких критериях, как К5 «Логичность речи», К9 «Соблюдение грамматических норм», К10 «Соблюдение речевых норм».

Как писать сочинение на ЕГЭ?»

Если сдать сочинение по русскому языку ЕГЭ в виде короткого и состоящего из предложений в 5-10 слов текста, то, действительно, можно выиграть 4-6 баллов по орфографии и пунктуации, но в таком сочинении практически нереально развернуть аргументы так, чтобы они были засчитаны экспертом, а это ещё минус 3-5 баллов.

  • отработка критериев К1 – К3 сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Учимся находить позицию автора, составлять комментарий и формулировать аргумент.

  • развитие речи при написании сочинения.

Самая главная трудность, с которой сталкиваются учащиеся, - это словесное оформление собственных мыслей. Они знают формат, могут придумать логический аргумент и подобрать подходящий пример из художественной литературы, но… садятся писать работу и у них начинается ступор!

Почему? Потому что они не привыкли составлять собственные тексты. Современные дети пользуются речью в основном только в быту, но разговорного уровня владения языком явно недостаточно, чтобы сформулировать письменно фразы публицистического стиля, требуемые в сочинении на ЕГЭ. К тому же в школе от них обычно не требуют ни устного пересказа параграфов учебника, ни конспектов текстов – т.е. дети не делают той языковой работы, которая могла бы им помочь в освоении ЕГЭ по русскому сочинения.

Как быть в такой ситуации? Тренировать письменную речь. Сначала составлять устные сочинения по текстам ЕГЭ, потом их записывать, затем проверять. Многократная правка собственной работы очень хорошо способствует развитию речи.

  • формирование навыка проверки собственной работы..

Как правило, учащиеся ленятся проверять своё сочинение или пытаются это делать, но не могут найти у себя ни одной ошибки. В результате их работа представляет из себя фактически черновик с большим количеством недочётов.

Но одно дело – принести на занятие с репетитором свой текст, а уж преподаватель пусть находит ошибки и указывает на них, и совсем другое дело – уже на ЕГЭ написание сочинения, где за каждую пропущенную ошибку снимают баллы. Вот почему ребёнку нужно обязательно научиться проверять собственный текст. Работа эта длительная и непростая, происходит в несколько этапов, на занятиях осваиваются алгоритмы проверки отдельно орфографии, отдельно пунктуации и речи.


Как происходит обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку?

  1. Сначала я задаю ученику читать список по художественной литературе, специально подобранный и распределённый по основным типам проблем. Произведения мы разбираем. Этот этап – лишь предварительная подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
  2. Затем на занятиях мы учимся находить позицию автора. На это может уйти от 3-х до 7 занятий, в зависимости от уровня учащегося, так как в случае неправильно сформулированной позиции автора не засчитываются комментарий и собственный аргумент, а это потеря 6 первичных баллов.
  3. После того как ученик свободно освоил поиск позиции автора, можно переходить к анализу текстов ЕГЭ. У меня подобраны тексты разной тематики с реального ЕГЭ последних пяти лет, которые я даю ученикам и прошу их провести предварительный письменный анализ по тексту: разделить текст на части и написать название каждой, определить позицию автора, найти на неё два примера из текста, определить смысловую связь, написать логический аргумент и пример по литературе. На освоение подобного анализа может уйти 1-3 занятия.
  4. Постепенно я перехожу к отработке отдельных элементов сочинения ЕГЭ: комментария, аргументов, вступления и заключения. Задаю написать сочинение по русскому языку ЕГЭ полностью, потом в ходе проверки смотрю, какие недочёты есть в раскрытии того или иного критерия, и в зависимости от характера недочёта провожу устные упражнения по отдельным критериям. Эта работа может занять 5-8 занятий.

Итого: на освоение сочинения ЕГЭ по русскому языку необходимо от 9 до 18 занятий.


Как проходит непосредственно на ЕГЭ написание сочинения?

Как проходит непосредственно на ЕГЭ написание сочинения?( хронометраж )


Привожу цифры, исходя из общего времени на этот вид работы – 2 часа. Отдельное время обязательно нужно посвятить предварительному анализу текста, это может занять минут 10-20: подчеркнуть главные мысли фрагмента, определить позицию автора, найти два примера для комментария и т.д. После этого пишется черновик сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Черновик нужно обязательно проверить 2-3 раза: сначала найти речевые ошибки, нарушения логической связности и т.д., т.е. поработать над речевым оформлением сочинения, а во 2-й и 3-й раз проверяются, соответственно, орфографические и пунктуационные ошибки. На создание черновика и его правку должно уйти не более 70 минут , а на его переписывание и окончательную проверку – минут 40. Такой скорости можно добиться только после тщательной предварительной подготовки к ЕГЭ по русскому – сочинению.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!