Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Обучение сочинению

Обучение сочинению – итоговому и ЕГЭ по русскому

Как репетитор, я занимаюсь полной подготовкой к экзаменам по русскому языку в 11 классе: готовлю и к декабрьскому сочинению, и к тестовой части ЕГЭ по русскому, и к сочинению ЕГЭ. Однако некоторые ученики хорошо справляются с тестовой частью и просят меня только научить их писать сочинения. В этой статье я хочу описать процесс обучения сочинению, так как, как выяснилось, многие совершенно не так представляют себе технологию и, начав у меня заниматься, удивляются, насколько это сложный и трудоёмкий процесс. Да, если Вы хотите писать сочинения на максимальный балл, готовьтесь трудиться.


Обучение сочинениюОбучение сочинению – дело кропотливое, трудоёмкое и медленное. За 1 занятие можно объяснить формат, разобрать план, но этого недостаточно, чтобы потом ученик мог любое сочинение написать хорошо! Почему?

1) Любое сочинение представляет из себя рассуждение на определённую тему, то есть требует хорошего владения письменной речью. Не на уровне «я согласен» или «это хорошо или плохо», а развёрнутое суждение, в котором мысль последовательно разворачивается, с использованием придаточных предложений, вводных слов и различных оборотов. Также фразы должны быть связаны между собой, а не представлять набор отдельных предложений. Поскольку в повседневной жизни ученик общается в основном короткими фразами на уровне обмена информацией, составить развёрнутое рассуждение на тему, например, «Оправдывает ли цель средства?», для него оказывается порой непосильной задачей. Чтобы он смог написать текст от 350 слов на одну тему, нужна тренировка. И тренировка эта долгая, так как мозг человека должен адаптироваться к новой мыслительной работе. Насколько долгая? К декабрьскому сочинению я готовлю 3 месяца, и ученик пишет по 2 сочинения в неделю. К сочинению ЕГЭ по русскому – 2 месяца ( при условии, что к декабрьскому ученик готовился). И если в сентябре ко мне приходят ученики, которые либо могут написать очень мало, либо составляют лишь наборы фраз с большим количеством речевых ошибок, то в мае они уже могут свободно составить текст по любой проблеме сочинения ЕГЭ. С сентября по май – 9 месяцев! И все эти 9 месяцев ученики тренируются и пишут сочинения!

2) Даже если у ученика изначально неплохая письменная речь, ему нужно уметь написать сочинение на любую тему или по любому тексту, который может попасться на экзамене. А темы и тексты очень разные! Есть темы, в которых уже есть ответ на вопрос, есть такие, которые предполагают выбор из двух вариантов. Есть тексты – рассуждения, где позиция автора выражена ясно, а есть художественные, где описана ситуация, а позиция автора не обозначена прямо. И если даже ученик знает формат сочинения, не факт, что он сообразит, как писать данное конкретное сочинение по конкретной теме или тексту! Большая часть времени в процессе подготовки уходит именно на тренировку освоения разных вариантов тем и текстов.

3) Как показывает практика, есть некоторые элементы сочинения: вступление, заключение, рассуждения в декабрьском сочинении и комментарий в сочинении ЕГЭ, которые вызывают наибольшие трудности в освоении – не говоря уже о формулировке проблемы исходного текста. На отработку этих элементов может уйти от 5 занятий, и от 10 – на тренировку определения проблемы. Срабатывает принцип перехода количества в качество: чтобы определённый элемент сочинения начал получаться хорошо и свободно, нужно предварительно написать 5, 10, 15 и более фрагментов – сколько именно, зависит от конкретного ученика. Наивно думать, что, попробовав написать 2-3 сочинения полностью, уже 4-е будет идеальным. Нет, не будет. А вот 20-е или 30-е – да, вполне.

Обучение сочинению по русскому языкуНадеюсь, что написанное выше развеяло иллюзии некоторых по поводу того, что обучение сочинению – дело лёгкое и необременительное. Вот лет 15-20 назад для некоторых учеников так оно и было, потому что ко мне приходили в том числе абитуриенты со знанием художественных текстов и поставленной письменной речью, так как в школе было выпускное сочинение по литературе и все к нему готовились, – мне оставалось только разобрать индивидуальные требования вуза к вступительному экзамену и натренировать на определённый формат. Подавляющее большинство современных школьников приходится учить с нуля – и произведения разбирать, и письменную речь ставить. Вот почему на обучение двум видам сочинения уходит весь учебный год.

А как быть тем, кто спохватился поздно, что не умеет писать сочинения? Вопрос в том, насколько поздно? Если есть возможность провести уроков 10-15, тогда ещё можно успеть подготовиться более-менее прилично – выше тройки. Меньше занятий – уже риск, что ученик не успеет усвоить формат и научиться составлять тексты по критериям.

Ещё один важный момент в подготовке к сочинению – это домашняя работа ученика. Без заранее присланной мне домашней работы я не допускаю к занятию, потому что оно оказывается невозможным – чем можно заниматься, если ученик не написал сочинение, не прочитал произведения по списку или тексты сочинения ЕГЭ? Лекцию можно прочитать только на первом занятии, когда мы изучаем формат сочинения, а вот дальше никаких лекций – только практика. И с пустой головой ученика практика не получится. Домашняя работа сделана – мы её разбираем, а также выполняем упражнения по уже разобранным учеником дома текстам.

Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл и Вас не пугает систематическая работа дома, можете обратиться ко мне по почте rusrepet@yandex.ru или по телефону 8-903-230-40-54. Я проверю Ваш начальный уровень написания сочинения и на основании этого буду принимать решение о занятиях.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!