Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Особую трудность в ОГЭ по русскому языку у девятиклассников вызывает сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Если в тестовой части задания направлены на определение того, как ученик понял текст, насколько хорошо он знает различные разделы русского языка, то сочинение на лингвистическую тему требует от учащегося не только демонстрацию знания теории, но и умение сделать лингвистический анализ и письменно объяснить, с помощью каких языковых средств в предлагаемом тексте выражается позиция автора.
Вот какое определение лингвистического анализа приводится в методической литературе: «Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения и раскрытие значений различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста». ( Егораева Г.Т.)Т.е. ученик должен провести анализ языкового материала текста и указать его прямую связь с содержанием и идейно-художественным своеобразием литературного произведения.
Ход работы ученика над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему:
- Проанализировать предложенное высказывание (тезис) и в 1-2 предложениях объяснить смысл высказывания. Чтобы это сделать, нужно подчеркнуть в цитате ключевые слова, привести своё понимание смысла высказывания и записать истолкование этого высказывания. За это, кстати, начисляется 2 балла.
- Найти в предложенном тексте явления, иллюстрирующие тезис, то есть аргументы. Можно подчеркнуть предложения или записать их номера. При написании сочинения на лингвистическую тему не во всех случаях можно указать только номер предложения, в котором есть указанные лингвистические явления, например, речевые средства выразительности следует процитировать.
- Объяснить роль указанных явлений; при этом нужно следить за тем, чтобы данные функции соответствовали тезису. Если в высказывании речь идёт о двух разных лингвистических явлениях (лексика и грамматика, синтаксис и пунктуация и т.п.), то примеры должны быть на каждое указанное явление.
- Написать вывод, обобщающий рассуждения по теме.
- Проверить свою работу, её речевое оформление, орфографическую и пунктуационную грамотность.
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
В сочинении может быть от 3 до 5 абзацев:
- 1 абзац – высказывание-тезис;
- 2 абзац - истолкование тезиса; (1 и 2 абзацы можно объединить, это не считается ошибкой),
- 3 абзац – первый пример, иллюстрирующий явление, названное в высказывании, с указанием его функции;
- 4 абзац – второй пример, иллюстрирующий явление, названное в высказывании, с указанием его функции; (3 и 4 абзацы тоже можно объединить);
- 5 абзац - вывод.
Моя система подготовки к сочинению на лингвистическую тему.
- Прежде всего необходима отработка умения проанализировать приведённую в части С цитату, чтобы понять её смысл. Это очень важный этап, так как от того, насколько точно ученик понял тему, будет зависеть, какие примеры он подберёт и как их развернёт. На занятии мы с учеником разбираем последовательно цитаты разных вариантов – от анализа основных ключевых слов в ней до синтеза общего смысла цитаты.
- Анализ смысла (идеи) предложенного текста, ведь в сочинении нужно увязать авторскую позицию и те языковые средства, которые автор использует для её выражения. Для этого я задаю ученику ряд вопросов по содержанию текста и прошу его сформулировать главную идею текста.
- Работа с примерами, то есть основной частью сочинения на лингвистическуютему. Она включает в себя подбор примеров, их анализ, а также отдельное внимание уделяется устному проговариванию того, как эти примеры могут быть раскрыты на письме. Попутно составляется подробный письменный план сочинения.
- После детального разбора на дом ученику задаются 2 вида упражнений: написать сочинение по уже составленному на занятии плану и составить самостоятельно планы дома по заданным вариантам ОГЭ.
- Отдельный этап работы – формирование навыка проверки собственного текста. Сначала это делается совместно с учеником на занятии на материале того, что он сделал дома, потом ему предлагается вслух самому проверить свою работу, и уже затем задаётся «контрольное» сочинение, которое оценивается по критериям. Промежуточный контроль позволяет выявить слабые места в сочинении ученика и наметить виды работ по их устранению.
Какое количество занятий необходимо для освоения сочинения на лингвистическую тему?
Всё очень индивидуально и зависит от общего уровня подготовки ребёнка в школе и его владения письменной речью. Нужно учитывать и такой важный момент, что количество занятий по одному виду работы не может быть сколько угодно долгим, иначе оно надоедает и снижается эффективность. Поэтому я использую следующую стратегию: всего несколько «заходов» по 5-8 занятий, чередуя их с отработкой заданий тестовой части, а также задания 15. Например, 5-8 занятий позанимались сочинением, потом переключились на другие виды работ, а потом опять вернулись к сочинению. И так 2-3 раза, пока ученик не будет свободно выполнять это задание. Если смотреть по календарным срокам, то сочинением можно заниматься, например, в ноябре, потом в феврале, а потом в мае. Тогда и усвоение будет лучше, и забывания не произойдёт.