Методика обучения русскому языку, позволяющая достичь быстрых и заметных результатов
После сдачи ЕГЭ по русскому языку жизнь не заканчивается: ученик поступает в вуз, где пишет конспекты, курсовые и пр., а потом начинает работать, и от него может потребоваться составление документов и т.д. Владение языком – навык, который нужен человеку в течение всей жизни. Я не только натаскиваю ученика на безошибочную сдачу ЕГЭ по русскому языку, но стараюсь прежде всего сделать его образованным человеком. Поэтому моя цель обучения – дать ученику знания в объёме школьной программы по русскому языку и сформировать у него умения и навыки: грамотно писать ( в том числе видеть свои ошибки), а также развёрнуто и красиво излагать свои мысли, как устно, так и письменно.
Как дать знания?
Можно идти стандартным проверенным путём: объяснить ученику тему на уроке. Он пришёл на урок ( например, в скайп), ему открывают красивую презентацию и учитель по ней объясняет правила русского языка. Потом идёт отработка правила – формирование умения применять знание на практике. Смотрим по времени. Объяснить – минут 10-15 ( если правило небольшое), отработать – минут 40 -50. И задать дз. Минус такого подхода: если правило сложное, ученику сложно его усвоить за короткое время. И потом при отработке он начинает путаться и ошибаться, делает медленно. Подходит слабым ученикам, которым нужно материал разжёвывать.
А можно идти по методике перевёрнутого класса ( для справки: Методику придумали в 2007 году Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Позже её начали использовать и другие учителя-предметники.) Конечно, считается, что придумали американцы, но я интуитивно начала использовать её в самом начале своей работы – в 90-х гг. Я даю теорию нового материала ученику заранее, перед занятием, чтобы он сам в ней разобрался и выучил ( иногда в конце занятия уделяю минут 5 на разбор, чтобы легче было учить). В русском очень много механического заучивания, поэтому этот способ работает. И следующее занятие начинается с того, что ученик мне эту теорию рассказывает наизусть, а я проверяю, всё ли он усвоил и как. Непонятные места разбираем тут же на занятии.
Что это даёт с методической точки зрения? На проверку теории тоже уходит минут 10-15, но на отработку правила достаточно уже 20-30 минут. К тому же снижается риск того, что ученик что-нибудь неправильно заучит и будет применять. Намного легче отрабатывать по выученному заранее, нежели по свежему материалу. Подходит сильным ученикам, особенно в условиях дефицита времени перед экзаменом.
Теперь об умениях и навыках.
- Навык грамотного письма.
Чтобы сформировать навык, нужно многократное повторение одних и тех же действий, например, применение правила по определённому алгоритму. Если перепутать последовательность, то в итоге будет ошибка. Возьмём Н и НН в причастиях. Сначала определяем, полная форма или краткая, потом прогоняем по четырём основным случаям написания НН. Забудем про форму – напишем НН, а в краткой форме только Н, забудем про суффикс ОВА - ЕВА – тоже напишем Н, а нужно НН. Навык применения правила я формирую не только для того, чтобы ученик сдал тест ОГЭ или ЕГЭ, но и для того, чтобы он умел видеть свои ошибки в сочинении и исправлять их.
На занятии я уделяю максимум времени именно отработке навыка. Ученик делает карточку не молча, а вслух. Я слежу, как он рассуждает, применяя правило, все ли пункты алгоритма использует, и в нужной ли последовательности. И прекращаю упражнение только тогда, когда убеждаюсь, что правило усвоено, ошибок при применении нет. Потом даю дз ( оно должно быть объяснено) и проверяю до занятия. Проверка дз заранее позволяет мне определить, что усвоено, что – нет, и скорректировать план занятия ( например, нужно подобрать дополнительное упражнение на тему или можно идти дальше). Если материал усвоен плохо, то отрабатываем его опять на следующем занятии, и так до тех пор, пока не будет безошибочного применения правила ( в среднем на отработку правила может уйти от 1 до 4 занятий, на одном занятии мы можем отрабатывать по 2-4 правила). Заключительный этап – умение ученика проверять собственный текст. Когда мы проходим сочинение, то я сначала отмечаю цветом ошибки ( без их исправления) – мы разбираем на занятии, как нужно правильно писать, а затем просто фиксирую количество сделанных ошибок и отправляю ученику на дополнительную проверку. Если ученик самостоятельно не видит свои ошибки и не может их найти, он и на экзамене напишет так, поэтому навык самостоятельной проверки своей работы тренируется отдельно.
- Навык письменной речи.
Сейчас во многих школах детям сочинений почти не задают, читают они мало, общаются письменно в мессенджерах короткими фразами с целью передачи информации, а эмоции выражают смайликами. Но в 9 и 11 классах от них на экзамене требуется не только понять предложенный текст, но и написать развёрнутое рассуждение на абстрактную тему ( от «Что такое дружба?» до «Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?»). Естественно, ученику не хватает мыслей по существу и словарного запаса. Тогда моя работа строится следующим образом: сначала читаем рассказы, учимся их анализировать, потом пишем по ним небольшие сочинения на лёгкие темы, постепенно увеличивая сложность и объём. Больше внимание я уделяю работе с черновиком, так как от того, насколько ученик умеет исправлять свои речевые недочёты, зависит общий уровень владения им речью.
Ну и , конечно, нельзя достичь результата без дисциплины и регулярности занятий. Чёткое расписание, все отмены переносятся, отправка дз учеником в строго назначенное время, разработанный график прохождения тем, и с ним я постоянно сверяюсь, постоянный контроль усвоения материала на каждом этапе – от заучивания теории до применения на практике. Постоянная связь с родителями – они знают об успехах ребёнка, темпе его продвижения и достигнутом уровне.
Я работаю на результат!