Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Нужно ли готовиться к итоговому сочинению?

Нужно ли готовиться к итоговому сочинению?

С 2014/2015 учебного года было введено обязательное итоговое проверочное сочинение - его еще называют «декабрьским», т.к. пишут это сочинение ученики в первую среду декабря. Это сочинение является своего рода экзаменом, т.к. без него не допустят к ЕГЭ по русскому языку.

В своей практике я столкнулась с противоположным отношением к подготовке к итоговому сочинению со стороны учеников. Одни считают данный вид работы не очень сложным, поэтому специально готовиться к нему, по их мнению, совершенно необязательно. Их аргументы – 1) всего 5 критериев оценки, из которых нужно получить зачёт только по трём, 2) знания школьной программы вполне хватит для раскрытия любой темы, тем более что их дают 5 штук на выбор – уж из пяти-то хотя бы одна попадётся лёгкая! 3) данное сочинение является только допуском к ЕГЭ по русскому языку и мало влияет на поступление в институт.

Другие, напротив, сильно боятся этого экзамена, так как совершенно не представляют, как такое сочинение писать. Они сразу решают, что будут готовиться к итоговому сочинению.

А есть и такие, кто только в конце октября – ноябре, буквально за несколько недель до экзамена, обнаруживают, что совершенно не представляют ни формат экзамена, ни как раскрывать тему, ни по каким произведениям – только вот возможно ли им успеть подготовиться?

Поскольку единое мнение среди учеников по поводу подготовки к итоговому сочинению отсутствует, я решила написать своё – мнение репетитора, уже много лет занимающегося подготовкой абитуриентов в московские вузы – именно те, где наиболее высокие конкурсы, следовательно, очень жёсткие требования к уровню знаний и умений.

Итак, рассмотрим по порядку аргументы противников подготовки к итоговому сочинению – я бы назвала их скорее «мифами по поводу того, что написать такое сочинение легко».

  • 1 миф: «Всего 5 критериев оценки, из которых достаточно получить зачёт всего по трём. Чего тут готовиться? Вот к сочинению ЕГЭ по русскому – да, там 10 критериев оценки, более детальных и на порядок более жёстких, с балльной шкалой, а не в режиме «зачёт-незачёт», - тут уж, конечно, тренироваться надо заранее.»

Сразу оговорюсь, что из пяти нужно обязательно получить «зачёт» по критерию 1 «Соответствие теме» и критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Если ученик пишет грамотно, то он автоматически получает «зачёт» по пятому критерию – «Грамотность», тогда ему остаётся выполнить только первые два. И тогда возникает вопрос: а как их выполнить? Как, например, писать так, чтобы сочинение соответствовало теме? Приведу пару похожих тем из одного направления – «Какого человека называют отзывчивым?» и «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?» При всём внешнем сходстве темы должны раскрываться по-разному! В первой теме ключевое слово «называют», а во второй – «поступки», и рассуждения по теме, соответственно, будут строиться вокруг этих ключевых слов. Если же ученик напишет одинаково и без нужных акцентов обе темы, то они будут считаться нераскрытыми. На своих занятиях я обязательно учу анализу ключевых слов темы, пониманию темы и составлению тезиса. Мы сравниваем несколько десятков тем, определяем их сходство и различие, учимся подбирать произведения под каждую тему.

Есть сложные для понимания темы, например, «Когда измену можно простить?», «Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?», «Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?», «Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?», «Ценности, которым изменить нельзя». И как ученик будет разбирать их самостоятельно? Задача репетитора – объяснить ему концепцию данной темы.

  • 2 миф: «Знания школьной программы вполне хватит для раскрытия любой темы итогового сочинения.»

Соглашусь, хватит – при одном условии: ученик в деталях ( а не в общем виде) знает все тексты школьной программы за последние 3 года. Есть, правда, один важный момент: некоторые темы, предлагаемые для итогового сочинения, имеют современное звучание и предполагают знание учеником литературы второй половины 20 века, например, «Конфликт поколений как общественная проблема» или «В чём сила фронтовой дружбы?» , а ученики на момент подготовки к сочинению знают лишь литературу 19 – начала 20 века. Поэтому я отдельно прохожу произведения советской классики, которые лучше всего подходят для раскрытия таких современных тем.

  • 3 миф: «данное сочинение является только допуском к ЕГЭ по русскому языку и мало влияет на поступление в институт.»

Может, итоговое сочинение и не будет проверяться вузом и никак не повлияет на итоговый балл, но вот уже от уровня сочинения ЕГЭ по русскому будет зависеть, сможет ли абитуриент претендовать на бюджетное отделение вуза. И если ученик плохо пишет итоговое сочинение, то уж на ЕГЭ он его точно хорошо не напишет, потому что в обоих сочинениях нужно умение анализировать текст, рассуждать и строить логически связные высказывания. Недостаточно лишь выучить план сочинения – ещё нужно суметь убедительно и грамотно раскрыть свои мысли. Если учесть, что современные школьники имеют маленький опыт написания развёрнутых рассуждений – соответственно, у подавляющего большинства реальная проблема с формулировкой собственных мыслей, то представляется логичным, что эту работу надо начинать в рамках подготовки именно к итоговому сочинению, так как письменная речь развивается достаточно долго ( минимум несколько месяцев) и требует постоянной практики. Я начинаю задавать сочинения ученикам буквально с первого занятия в сентябре и как раз к началу декабря они уже пишут вполне приличные тексты слов на 500 -700, что является хорошей базой для обучения сочинению ЕГЭ по русскому: речь уже поставлена, литературные произведения изучены – остаётся лишь освоить формат и отработать отдельные элементы композиции, что существенно сокращает время на подготовку.

Таким образом, если кратко ответить на вопрос, заданный в заголовке этой статьи, - да, к итоговому сочинению обязательно нужно готовиться, так как оно – фундамент для сочинения ЕГЭ по русскому языку. За 3 месяца подготовки ученик развивает свою письменную речь, умение формулировать тезисы и нарабатывает банк аргументов по литературе. Ему остаётся только отработать формат сочинения ЕГЭ, а это уже существенно быстрее, чем учиться писать такое сочинение с нуля.


Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!