Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку за одно полугодие
В 2023 году у меня была ученица, которая подготовилась к ЕГЭ по русскому языку, придя ко мне во начале второго полугодия, и сдала его на 97% ( допустила только 1 ошибку – на ударение). Естественно, сочинение на экзамене оценили на максимальный балл. Ниже привожу динамику её успехов.
- Сочинение 17 января – написано перед началом занятий со мной. Можно оценить уровень, с которого начали учиться.
Что чувствует человек, когда возвращается на Родину? Именно эту проблему ставит Василий Иванович Белов в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая над проблемой, автор рассказывает о том, как его встретили родные места. Он стал вспоминать, как он проводил здесь время в детстве, чем занимался, дополняя свою мысль тем, что, когда он уходил в большой и грозный мир, его яростно тянуло обратно в деревню (предложение 4). Из данного примера можно сделать вывод, что испытывает человек по приезде на Родину, о чём он думает и насколько он любил это место.
Продолжая свою мысль, В.И. Белов рассуждает на тему того, как на месте, где раньше были деревни, рождаются большие шумные города. Автор говорит: «Может быть, так оно и надо?», давая нам понять, что человек всегда будет любить свою Родину, независимо от того, какая она. Ведь Родина – место, где ты родился; оно может меняться внешне, но в душе всегда останется самым любимым.
Оба этих примера, дополняя друг друга, показывают, что чувствует человек, возвращаясь в родные места, и насколько сильно он в душе их любит.
Позиция автора ясна. Василий Иванович Белов восхищается своей Родиной, говоря, что она не даёт ему стареть и врачует душу своей зелёной тишиной, а знакомая с детства деревня вызывает только самые тёплые воспоминания.
Я не могу не согласиться с позицией автора. Стоит только увидеть родные места, как я сразу начинаю вспоминать весело проведенное здесь время с друзьями, бабушкины пирожки, долгие прогулки, и на душе становится тепло. Как, например, в стихотворении Зинаиды Николаевны Александровой «Родина» рассказывается о том, как человек представляет себе свою Родину:
«Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…»
Ведь правда, когда вспоминаешь о Родине, в душе видишь красоту родных мест, и сразу на ум приходят самые тёплые воспоминания.
В заключение я хотела бы сказать, как важно помнить и любить Родину. Это место хранит в себе самые приятные моменты, и здесь душа всегда спокойна.
Недочёты по содержанию:
1) перепутаны автор и рассказчик,
2) в первом примере комментария лишь указано, что человек, возвращаясь на Родину, испытывает определённые чувства, но не названо, какие именно,
3) второй пример не очень связан с проблемой, пояснение написано невнятно,
4) анализ смысловой связи неполный,
5) в собственном аргументе уход от проблемы: ученица пишет про воспоминания, а проблема о том, что чувствует человек.
Причина всех этих недочётов: не сформирован навык анализа текста, следовательно, текст понят неточно. Мы с ученицей работали над этим – и вот её сочинение 14 апреля, которое она писала в МЦКО. Все недочёты январского сочинения отсутствуют!
- Сочинение 14 апреля ( независимый пробник) ( 91 балл)
Любовь – самое сильное чувство, и, разумеется, великие классики писали о ней в своих произведениях. Как раскрывается в литературе тема любви? Именно эту проблему ставит Константин Георгиевич Паустовский в предложенном для анализа тексте.
Автор рассуждает над проблемой, рассказывая читателю о шедеврах мировой литературы, посвящённых любви, и отмечая, как целомудренно и благоговейно прикасаются к этой теме авторы. Он считает, что может показаться, что об этом чувстве уже сказано всё, однако у любви множество уникальных аспектов, которые ещё предстоит познать. Читатель понимает, что любовь в литературе описывается совершенно по-разному, каждый автор прикасается к определённому её аспекту.
Далее в тексте Паустовский рассказывает, как тема любви раскрывается в творчестве Куприна, а именно в его рассказе «Гранатовый браслет». В этом произведении великое чувство поражает самого обычного человека, любовь существует как нежданный подарок. Автор отмечает, что Куприн всегда благословлял любовь и посылал всему «великое благословение». Особенностью «Гранатового браслета» является то, что все персонажи действительно существовали. Таким образом, автор показывает читателю на примере произведения Куприна, как выражается тема любви в литературе: это озаряющее среди обыденщины и трезвой реальности чувство.
Свои рассуждения автор подтверждает конкретным примером. Он рассматривает «Гранатовый браслет» как прикосновение к одному из тех уникальных аспектов любви, которые, возможно, ещё не был описан в мировых шедеврах.
Позиция автора заключается в том, что каждый автор выражает многогранную тему любви по-своему, как он сам её понимает. Это особое чувство, способное озарить любого человека, имеет «… тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».
Я полностью согласна с Паустовским. Правда, что у каждого своё представление о любви. Она действительно способна менять человека или даже заставить переосмыслить свою жизнь. Так и произошло в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников – после убийства старухи-процентщицы попал на каторгу, где потом раскаялся. Ещё до преступления он познакомился с Соней Мармеладовой, которая, как и он, пыталась спасти свою семью от нищеты. Во время пребывания Родиона на каторге она поддерживала его, помогала ему, и они полюбили друг друга. Сона помогла Раскольникову переосмыслить жизнь и начать её с чистого листа. Таким образом, Достоевский показал любовь как силу, способную вернуть человека к жизни.
В заключение хотелось бы сказать, что любовь неоднозначна. Для каждого она означает что-то особенное, и, читая о ней в произведениях, люди познают всё большее количество её аспектов.
- Сочинение 26 мая ( накануне экзамена).
Ещё с раннего детства человеку прививают любовь к чтению. Книга даёт человеку всё: знания, советы. Можно сказать, что нельзя представить мир без литературы. Каков роль книг в жизни человека? Именно эту проблему ставят Л.Г. Гинзбург и Е.Б.Кононова в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая над проблемой, авторы повествуют о том, что литература твори чудо: увеличивает внутренний опыт человека, расширяет взгляд на жизнь. В детстве людям читают сказки, «чтобы пережить азарт поиска, интриги», а во взрослом возрасте можно открыть книгу, чтобы «углубиться в себя», что, по мнению писателей, означает искать собеседника, который учит. Таким образом, Гинзбург и Кононова показывают читателю, что книга в жизни человека играет роль напарника, наставника, к которому можно обратиться за советом и который поможет успокоиться и почувствовать уют.
Далее по тексту авторы рассказывают о великих писателях: они все имели библиотеки и никогда не расставались с книгами. Д. Дидро учил: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать»; А.И.Герцен говорил: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому»; А.С.Макаренко считал: «Книга – это переплетённые мысли». Таким образом, из этого эпизода можно понять, что роль книги важна настолько, что считается, что без неё человек перестанет мыслить.
Авторы подтверждают мысли, описанные в первом примере, мнениями великих людей, про которые говорится во втором. Так читатель понимает, насколько значима роль книги в жизни человека.
Позицию авторов можно выразить следующей цитатой: «Через литературу человек становится человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни». Отсюда можно вынести, что без книг люди просто не смогут быть самими собой.
Я полностью согласна с авторами. Чтение развивает кругозор, открывает в человеке духовные качества. В рассказе М.Гелприна «Свеча горела» показан мир, в котором на фоне технического прогресса литература не имела никакого значения, что даже учителя литературы Андрея Петровича уволили из школы. Он беспокоился о том, что дети растут бездуховными и никто это не осознаёт. Главный герой решил разместить объявление о частных уроках литературы, и к нему пришёл Максим. Он с каждым днём познавал всё лучше и лучше. Однажды ученик не пришёл, и учитель стал волноваться. Оказалось, что это был робот, который решил научить детей хозяев литературе, после чего они его утилизировали. Однако вскоре заинтересованные дети прибежали к Андрею Петровичу, чтобы позаниматься с ним. Таким образом, роль книг в жизни огромная, потому что без них мир становится бездуховным.
В заключение хотелось бы сказать о том, что не зря людям стараются привить любовь к литературе с детства. Книга играет важнейшую роль для человека: она его учитель по жизни.