Образец сочинения ЕГЭ на максимальный балл в 2025 году ( с разбором формата)
- Исходный текст ( с реального экзамена ЕГЭ в 2024 году).
(1)В этом доме постоянно останавливаются все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:
– (4)Ма-а-ма...
(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате – это зал представлений – перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:
– (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук.(13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.
(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.
–(26)«Дорога уходит вдаль...», – объясняет художник, – это пейзаж.
(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.
–(32)Недорого... (33)Купите! – предлагает помощник художника.
(34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.
–(37)А сколько? – вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:
–(40)Дёшево...
(41) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
– (42)Мамочка!..
(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:
–(45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все – вперёд, все – вдаль! Идёшь – не падай, упал – встань, расшибся – не хнычь. Все – вперёд! Все – вдаль!..»
(47)Не стоит, вероятно, и говорить о том, что, придя домой, я первым делом разуваюсь, вдеваю между пальцев правой ноги карандаш и пытаюсь для начала если не нарисовать что-нибудь - рисую я и рукой очень плохо! - то хотя бы написать свое имя.(48) Увы, у меня ничего не получается! (49)Пробую сделать это левой ногой - такой же результат.(50) Вот когда до меня доходит, как трудно, как невообразимо трудно было художнику научиться рисовать ногой!
(51)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (52)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал – встань. Расшибся – не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (53)Это были мужественные слова мужественного человека. (54)Увечье не победило его – он победил своё увечье. (55)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (56)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (57)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
(По А.Я. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884–1968) – русская советская писательница и драматург.
- Сочинение ( за него моей ученице поставили максимальный балл на реальном экзамене ЕГЭ в 2024 году).
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ. Какого человека можно назвать мужественным? Такую проблему ставит А.Я.Бруштейн в предложенном для анализа тексте.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ КОММЕНТАРИЯ ( УКАЗАНО, ЧТО ПОВЕСТВОВАНИЕ ВЕДЁТСЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА) Размышляя над данным вопросом, писательница рассказывает историю о безруком художнике. Повествование ведётся от первого лица. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ Около подмостков собирается публика, она смотрит, как художник с заложенными в пиджак рукавами рисует картину. Среди зрителей находится рассказчица вместе с мамой, они также наблюдают за происходящим. Вместо рук художник использует ногу, между пальцев которой вставлен кусок угля. На его картине появляются дорожка, деревья, солнце. Помощник художника предлагает желающим купить работу, среди них оказывается только рассказчица. Её мама приобретает картину, а мужчина, рисовавший пейзаж, говорит, что его любимая тема «всё – вперёд, всё – вдаль». ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ На примере этой ситуации А.Я.Бруштейн показывает, какого человека можно назвать мужественным. Несмотря на то что у художника нет рук, он не бросил занятия своим любимым делом, не поддался слабости и не пожалел себя.
ВТОРОЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ Далее автор пишет о том, как рассказчица, придя домой, пробует что-то нарисовать, не используя при этом руки. Главная героиня продевает между пальцев стопы карандаш и пробует писать сначала правой, потом левой ногой. У неё не получается даже вывести своё имя на бумаге. Она представляет, «как невообразимо трудно было художнику научиться рисовать ногой!» ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ А.Я. Бруштейн даёт понять читателю, что по-настоящему мужественного человека отличает умение справляться с трудностями. Художник сделал то, что многим на первый взгляд кажется невозможным.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ НАЗВАНА, И ДАНО ЕЁ ПОЯСНЕНИЕ Писательница в тексте использует дополнение. Мужественного человека отличает не только умение не опускать руки, когда кажется, что больше нет возможности заниматься любимым делом, но и желание справляться с трудностями, делать невозможное.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА Брунштейн считает, что мужественный человек тот, который смог победить свои увечья. Особого внимания заслуживают следующие слова автора: « Упал - встань; расшибся – не хнычь; дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд».
СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА СФОРМУЛИРОВАНО И ОБОСНОВАНО Соглашусь с писательницей в том, что мужественного человека отличает победа над своими увечьями, так как он не сдаётся и продолжает бороться. ПРИВЕДЁН ПРИМЕР-АРГУМЕНТ В качестве примера приведу произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой – Алексей Мересьев- получил гангрену на ногах, потому что больше двух недель находился в лесу без медицинской помощи. В результате ему ампутируют ноги по икру. Алексей не может представить дальнейшей жизни: он лётчик, а полёты для него – всё. На помощь главному герою приходит Семён Воробьёв – настоящий человек. Он показывает Алексею на примере другого солдата, что с повреждёнными ногами можно вновь подняться в небо. Главный герой решает не ставить крест на карьере лётчика, а сделать всё, чтобы вернуться в полётам. Алексей каждый день тренируется, упорно выполняет упражнения, учится ходить на костылях. Это трудно, но герой продолжает стараться. В итоге Алексей Мересьев снова оказывается в кабине самолёта. Таким образом, главного героя можно назвать по-настоящему мужественным человеком. Ампутация ног не помешала Алексею вновь заниматься любимым делом. Он не опустил руки, а решил бороться и не сдаваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение ещё раз хочется сказать, что мужественный человек не отказывается от дела, которое ему нравилось, если встречается с неприятностями, а борется, старается преодолевать трудности.
- Вот так выглядит это же сочинение в формате 2025 года:
Какого человека можно назвать мужественным?
ПОЗИЦИЯ АВТОРА Брунштейн считает, что мужественный человек тот, который смог победить свои увечья. Особого внимания заслуживают следующие слова автора: « Упал - встань; расшибся – не хнычь; дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд».
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ КОММЕНТАРИЯ ( УКАЗАНО, ЧТО ПОВЕСТВОВАНИЕ ВЕДЁТСЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА) Размышляя над данным вопросом, писательница рассказывает историю о безруком художнике. Повествование ведётся от первого лица. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ Около подмостков собирается публика, она смотрит, как художник с заложенными в пиджак рукавами рисует картину. Среди зрителей находится рассказчица вместе с мамой, они также наблюдают за происходящим. Вместо рук художник использует ногу, между пальцев которой вставлен кусок угля. На его картине появляются дорожка, деревья, солнце. Помощник художника предлагает желающим купить работу, среди них оказывается только рассказчица. Её мама приобретает картину, а мужчина, рисовавший пейзаж, говорит, что его любимая тема «всё – вперёд, всё – вдаль». ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ На примере этой ситуации А.Я.Бруштейн показывает, какого человека можно назвать мужественным. Несмотря на то что у художника нет рук, он не бросил занятия своим любимым делом, не поддался слабости и не пожалел себя.
ВТОРОЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ Далее автор пишет о том, как рассказчица, придя домой, пробует что-то нарисовать, не используя при этом руки. Главная героиня продевает между пальцев стопы карандаш и пробует писать сначала правой, потом левой ногой. У неё не получается даже вывести своё имя на бумаге. Она представляет, «как невообразимо трудно было художнику научиться рисовать ногой!» ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ А.Я. Бруштейн даёт понять читателю, что по-настоящему мужественного человека отличает умение справляться с трудностями. Художник сделал то, что многим на первый взгляд кажется невозможным.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ НАЗВАНА, И ДАНО ЕЁ ПОЯСНЕНИЕ Писательница в тексте использует дополнение. Мужественного человека отличает не только умение не опускать руки, когда кажется, что больше нет возможности заниматься любимым делом, но и желание справляться с трудностями, делать невозможное.
СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА СФОРМУЛИРОВАНО И ОБОСНОВАНО Соглашусь с писательницей в том, что мужественного человека отличает победа над своими увечьями, так как он не сдаётся и продолжает бороться. ПРИВЕДЁН ПРИМЕР-АРГУМЕНТ В качестве примера приведу произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой – Алексей Мересьев- получил гангрену на ногах, потому что больше двух недель находился в лесу без медицинской помощи. В результате ему ампутируют ноги по икру. Алексей не может представить дальнейшей жизни: он лётчик, а полёты для него – всё. На помощь главному герою приходит Семён Воробьёв – настоящий человек. Он показывает Алексею на примере другого солдата, что с повреждёнными ногами можно вновь подняться в небо. Главный герой решает не ставить крест на карьере лётчика, а сделать всё, чтобы вернуться в полётам. Алексей каждый день тренируется, упорно выполняет упражнения, учится ходить на костылях. Это трудно, но герой продолжает стараться. В итоге Алексей Мересьев снова оказывается в кабине самолёта. Таким образом, главного героя можно назвать по-настоящему мужественным человеком. Ампутация ног не помешала Алексею вновь заниматься любимым делом. Он не опустил руки, а решил бороться и не сдаваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение ещё раз хочется сказать, что мужественный человек не отказывается от дела, которое ему нравилось, если встречается с неприятностями, а борется, старается преодолевать трудности.