Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года

В 2024/25 учебном году в критерии сочинения ЕГЭ были внесены некоторые изменения: проблема теперь даётся ученику в готовом виде, он по ней сам ищет позицию автора и подбирает 2 примера для комментария, также собственный аргумент состоит из собственного обоснования и примера. С учетом этого ниже привожу образец сочинения с реального ЕГЭ 2024 года, который можно использовать при подготовке к ЕГЭ 2025. Для тех, кто уже в прошлом году начал подготовку к ЕГЭ, сначала приведён исходный текст, затем сочинение в формате 2024 года – и это же сочинение согласно требованиям 2025 года.
  • Исходный текст ( с реального экзамена ЕГЭ в 2024 году).

(1)Поэзия начала XIX века, как ничто другое, даёт нам возможность понять события, услышать голоса, интонации людей Двенадцатого года, представить их внутренний духовный облик. (2)Философ Алексей Степанович Хомяков (а он был и поэтом, и историком) говорил: «Нужна поэзия, чтобы узнать историю...»

(З)Но я хочу написать не о литературе, не об истории, а о друзьях и дружестве. (4)О том, что раньше называли «дружескими узами». (5)О том, как эти узы спасали людей в одну из самых драматических эпох всемирной истории.

(6)Многих поэтов 1812 года соединил в «сонм друзей бесценных» Константин Батюшков. (7)Он имел редкий дар сближать людей, сопереживать каждому в радости и горе. (8)Рядом с ним невольно хотелось «нравственно обняться» (так писал в письме своему товарищу Юрий Казаков в конце XX века). (9)«Нравственным братством» назвал батюшковское сообщество литераторов Пётр Вяземский.

(10)Дружбе невозможно научить. (11)Но ещё в детском возрасте можно поддержать, «воспламенить», как говорили в XVIII веке, эту заложенную в человеке способность.

(12)«Любить Отечество и вечно быть друзьями» завещал своим товарищам умерший двадцатилетним Андрей Тургенев. (13)Если бы в 1812 году они остались дома, их никто бы не осудил, но эта завещанная нераздельность двух чувств — любви к Родине и солидарности с друзьями (как же так — они идут воевать, а я останусь в тылу?!) — вела русских поэтов на поля сражений.

(14)13 армейском строю поэты выглядели порой не очень браво: неловкий и вечно простуженный Жуковский, близорукий и мешковатый Вяземский, прихрамывающий и рассеянный Батюшков, собиравший незабудки на поле боя...

(15)Но как ценили поэтов наши генералы! (16)Хотя, казалось бы, куда надёжнее в военное время иметь адъютантом опытного офицера, чёткого профессионала, который не будет витать в облаках. (17)Но генералы упрямо брали в адъютанты мечтательных поэтов.

(18)Под созвездием полководцев служило созвездие поэтов.

(19)В адъютантах у Милорадовича были Пётр Вяземский и Фёдор Глинка.

(20)Рядом с Кутузовым служил Жуковский. (21)Весь Заграничный поход Константин Батюшков прошёл рядом с легендарным генералом Раевским.

(22)Двенадцатый год навсегда остался солнечным сплетением их жизней.

(23)Читая некоторые исследования об отечественной культуре начала XIX века, можно подумать, что литераторы того времени придумали себе «культ дружбы». (24)Будто предполагая такой скептический ход мыслей потомков, Константин Батюшков писал Гнедичу: «Я не знаю ни прозаической, ни поэтической дружбы; я могу просто любить, вот всё, что я знаю...»

(25)В том-то и красота той далёкой эпохи, что дружба лишь в последнюю очередь была явлением литературы.

(26)Дружеские отношения проверил на разрыв, на прочность Двенадцатый год. (27)Дружба русских поэтов была одухотворённым, сердечным теплом. (28)Андрей Кайсаров, первый наш профессор-славист, считал, что только «чувство небесного дружества» и делает народ той или иной страны способным противостоять любым испытаниям.

(29)В своём «Певце во станс русских воинов» Жуковский пишет:
...Блажен, кому Создатель дал
Усладу жизни, друга;
С ним счастье вдвое; в скорбный час
Он сердцу утешенье;
Он наша совесть; он для нас
Второе провиденье.
(30)О! будь же, други, святость уз
Закон наш под шатрами;
Написан кровью наш союз:
И жить и пасть друзьями...

(31)А что для нас стоит за этими стихами? (32)Неужели мы утратили не только этот высокий слог, но и сами чувства, те движения души, которые когда-то составляли главное счастье человеческой жизни?

(33)К счастью, и эпоха Двенадцатого года, и рождённая тогда литература ещё много говорят нам. (34)Мне выпало счастье дружить с людьми, которые живут в нравственных категориях начала XIX века, часто даже и не сознавая этого. (35)Они просто не умеют жить иначе. (36)Вслед за Баратынским они могли бы повторить: «Мы те же сердцем в век иной...»

(По Д.Г. Шеварову*)
* Дмитрий Геннадьевич Шеваров (род. в 1962 г.) — советский и российский журналист, писатель.

  • Сочинение ( за него моему ученику поставили максимальный балл на реальном экзамене ЕГЭ в 2024 году).

ПРОБЛЕМА Кого можно назвать настоящим поэтом? Именно эту проблему ставит Д.Г.Шеваров в данном тексте.

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ - ПЕРЕСКАЗ Автор повествует о том, как поэты девятнадцатого века сдружились. В то время шла война Двенадцатого года. Многих творцов той эпохи соединил Константин Батюшков, который имел дар сближать людей и сопереживать им. Поэты того времени учили «любить Отечество и вечно быть друзьями». Эти два чувства играли важную роль в жизни людей. По этой причине многие известные писатели шли на защиту своей Родины. ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ Автор пытается донести, что настоящим поэтам можно назвать того, кто учит любить свою страну и ценить дружбу.

ВТОРОЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ Далее Д.Г.Шеваров рассказывает о том, как Двенадцатый год проверил на прочность дружеские отношения. События и ценности той эпохи оставили свой след в творчестве поэтов того времени. Люди, которые были связаны с искусством, закладывали в свои произведения правильные мысли о Родине и дружбе. Эти учения дошли до современного поколения и продолжают быть примерами правильных ценностей, которым учили поэты той эпохи. В наше время живут люди, которые до сих пор придерживаются нравственных категорий девятнадцатого века. ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ Автор объясняет читателю, что истинные поэты доносят до общественности мысли, которые сохраняют свою актуальность спустя века.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ НАЗВАНА, И ДАНО ЕЁ ПОЯСНЕНИЕ Таким образом, автор использует дополнение, чтобы лучше показать, каким должен быть поэт и какими качествами должен обладать, а затем повествует о влиянии творцов девятнадцатого века на современного человека.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА Автор считает, что настоящим поэтом можно назвать того, кто учит людей правильным моральным ценностям, а также создаёт творения, которые способны учить чему-то людей спустя много лет. Данная мысль выражена в конце текста: « К счастью, и эпоха Двенадцатого года, и рождённая тогда литература ещё много говорят нам. Мне выпало счастье дружить с людьми, которые живут в нравственных категориях начала девятнадцатого века, часто даже не осознавая этого».

СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА СФОРМУЛИРОВАНО И ОБОСНОВАНО Я согласен с автором в том, что настоящий поэт должен учить и оставаться актуальным всегда, потому что это значит, что человек вложил свою душу и глубокий смысл в произведение. Это значит, что оно может дать людям важные жизненные уроки. В истории много таких примеров. Один из них – А.С.Пушкин. Он создал множество произведений, которые стали классикой русской литературы. Поэт также вложил смысл в свои поэмы. ПРИВЕДЁН ПРИМЕР-АРГУМЕНТ Например, «Сказка о рыбаке и рыбке», которая учит ценить и любить то, что имеешь. Эта тема до сих пор сохраняет свою актуальность и учит человека правильным вещам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хочется сказать, что истинный поэт всегда будет учить только правильным вещам. Его творения навсегда останутся в истории и будут давать людям ценные советы.

  • Вот так выглядит это же сочинение в формате 2025 года:

Кого можно назвать настоящим поэтом?

ПОЗИЦИЯ АВТОРА Автор считает, что настоящим поэтом можно назвать того, кто учит людей правильным моральным ценностям, а также создаёт творения, которые способны учить чему-то людей спустя много лет. Данная мысль выражена в конце текста: « К счастью, и эпоха Двенадцатого года, и рождённая тогда литература ещё много говорят нам. Мне выпало счастье дружить с людьми, которые живут в нравственных категориях начала девятнадцатого века, часто даже не осознавая этого».

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ - ПЕРЕСКАЗ Автор повествует о том, как поэты девятнадцатого века сдружились. В то время шла война Двенадцатого года. Многих творцов той эпохи соединил Константин Батюшков, который имел дар сближать людей и сопереживать им. Поэты того времени учили «любить Отечество и вечно быть друзьями». Эти два чувства играли важную роль в жизни людей. По этой причине многие известные писатели шли на защиту своей Родины. ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ Автор пытается донести, что настоящим поэтам можно назвать того, кто учит любить свою страну и ценить дружбу.

ВТОРОЙ ПРИМЕР – ПЕРЕСКАЗ Далее Д.Г.Шеваров рассказывает о том, как Двенадцатый год проверил на прочность дружеские отношения. События и ценности той эпохи оставили свой след в творчестве поэтов того времени. Люди, которые были связаны с искусством, закладывали в свои произведения правильные мысли о Родине и дружбе. Эти учения дошли до современного поколения и продолжают быть примерами правильных ценностей, которым учили поэты той эпохи. В наше время живут люди, которые до сих пор придерживаются нравственных категорий девятнадцатого века. ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ Автор объясняет читателю, что истинные поэты доносят до общественности мысли, которые сохраняют свою актуальность спустя века.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ НАЗВАНА, И ДАНО ЕЁ ПОЯСНЕНИЕ Таким образом, автор использует дополнение, чтобы лучше показать, каким должен быть поэт и какими качествами должен обладать, а затем повествует о влиянии творцов девятнадцатого века на современного человека.

СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА СФОРМУЛИРОВАНО И ОБОСНОВАНО Я согласен с автором в том, что настоящий поэт должен учить и оставаться актуальным всегда, потому что это значит, что человек вложил свою душу и глубокий смысл в произведение. Это значит, что оно может дать людям важные жизненные уроки. В истории много таких примеров. Один из них – А.С.Пушкин. Он создал множество произведений, которые стали классикой русской литературы. Поэт также вложил смысл в свои поэмы. ПРИВЕДЁН ПРИМЕР-АРГУМЕНТ Например, «Сказка о рыбаке и рыбке», которая учит ценить и любить то, что имеешь. Эта тема до сих пор сохраняет свою актуальность и учит человека правильным вещам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хочется сказать, что истинный поэт всегда будет учить только правильным вещам. Его творения навсегда останутся в истории и будут давать людям ценные советы.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!