Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Разбор примера итогового сочинения 2023

Разбор примера итогового сочинения 2023

Я готовлю к итоговому сочинению с тех пор, как оно было введено, - с 2014 года. За это время все мои ученики сдавали его на «зачёт» и были допущены к ЕГЭ. Ниже привожу пример итогового сочинения, написанного моим учеником на экзамене в прошлом году. Тему он выбрал сложную, малопонятную, но тем не менее справился с поставленной задачей и получил заслуженный зачёт по всем критериям. Его сочинение публикую с моим разбором элементов.


  • Сочинение

Согласны ли Вы со словами А.А.Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

ЕСЛИ В ТЕМЕ ПРИВЕДЕНА ЦИТАТА, ТО СНАЧАЛА НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ЕЁ СМЫСЛ, КАК ПОНИМАЕТ ЕГО УЧЕНИК: Вознесенский утверждает, что любой прогресс реакционен, то есть направлен не на развитие, а на деградацию общества, если при этом человек теряет смысл и место в жизни или посвящает себя не духовным, а материальным ценностям. Другими словами, личность так кардинально изменяет свой образ жизни, что перестаёт уделять время важным нравственным ориентирам, которые составляют основу общества, например, общения с близкими людьми, помощи нуждающимся, воспитанию детей. Вместо этого члены общества фокусируются на достижении высокого социального статуса, построении успешной карьеры, деньгах, становясь бездуховными, то есть «рушатся». ДАЛЕЕ УЧЕНИК ОБОСНОВЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДАННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ: Я согласен со словами Вознесенского, потому что прогресс, приводящий к появлению бездуховных людей, действительно реакционен, так как эти люди, в свою очередь, оставят своим потомкам меньше духовных размышлений, которые могут сформировать взгляды человека, определить его цель в жизни. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА-ВЫВОД ТЕЗИСА: Следовательно, последующим поколениям придётся заново осознавать роль духовных ценностей в жизни. ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ: В доказательство данной точки зрения можно привести ряд примеров из литературы.

ВВОДНАЯ ФРАЗА – «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» ПЕРВОГО ПРИМЕРА, В НЕЙ СОДЕРЖИТСЯ СВЯЗЬ С ТЕМОЙ ( ОБОСНОВАНИЕ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТОТ РАССКАЗ ВЫБРАЛ УЧЕНИК ДЛЯ АРГУМЕНТА): Разрушение личности вследствие прогресса показано в произведении Рэя Брэдбери «Вельд». ВВОДНАЯ ФРАЗА О ТОМ, ГДЕ И КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА, КТО ЕГО ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ: Действие рассказа происходит в будущем в условиях технологического прогресса, который полностью взял на себя обязанности людей в быту. Благодаря этому у них появилось много свободного времени, которое, однако, люди использовали неразумно, в основном предпочитая отдых саморазвитию. ФРАЗА-ОТСЫЛКА К ТЕМЕ: В этом заключается реакционность прогресса, так как он подменил смысл человеческой жизни. По сюжету семья главных героев также следовала этому образу жизни. Однажды взрослые покупают своим детям умную игровую комнату, которая предназначалась для упрощения работы психологов, чтобы они могли ставить диагноз детям, основываясь на данных комнаты. Тем не менее она быстро вызывает зависимость у детей, из-за тех развлечений, которые в ней есть. ( В ЭТОМ МЕСТЕ НЕОБХОДИМА ФРАЗА – ОТСЫЛКА К ТЕМЕ ) Поэтому они начинают проводить в ней всё свободное время и устраивают скандалы, когда родители пытаются временно ограничить пользование детей комнатой. В финале рассказа взрослые решают навсегда отключить комнату, чтобы изменить образ жизни детей и проводить с ними больше времени. Однако дети, которые привязываются к комнате сильнее, чем к родителям, идут на их убийство, чтобы не лишиться комнаты. ВЫВОД - СВЯЗЬ С ТЕМОЙ: Рэй Брэдбери показывает, что прогресс стал реакционным, так как сформировал бездуховное поколение, у которого изначально были неправильные ценности, из-за которых оно оказалось способным на убийство.

ПЕРЕХОД КО ВТОРОМУ АРГУМЕНТУ И СВЯЗЬ ЕГО С ТЕМОЙ: В рассказе Майкла Гелприна «Свеча горела» также показано разрушение общества из-за неправильных ориентиров, сформированных прогрессом. ВВОДНАЯ ФРАЗА О ТОМ, ГДЕ И КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ, КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА: Действие произведения происходит в далёком будущем. Из-за стремительного научно-технического развития общество начинает отказываться от тех наук, которые, по его мнению, не нужны в современных условиях. Такой сферой деятельности оказывается в первую очередь литература. Главный герой Андрей Петрович раньше был учителем словесности, но потом потерял работу из-за отказа общества от литературы. Тем не менее Андрей Петрович остаётся верен своему призванию и начинает давать уроки литературы в качестве репетитора. На его предложение никто не отзывается в течение долгого времени, пока один человек по имени Максим не проявляет интерес к его занятиям. Впоследствии выясняется, что он робот, который из-за дефекта программы стал анализировать процессы, происходящие в обществе, и пришёл к выводу, что оно бездуховно из-за отказа от литературы. СВЯЗЬ С ТЕМОЙ: Кульминацией бездуховности общества становится новость о занятиях Максима литературой, которые преподносятся в СМИ как преступление. ВЫВОД – СВЯЗЬ С ТЕМОЙ: Гелприн делает акцент на том, что прогресс привёл к отказу от литературы, что стало «рушить» личности, поскольку они перестали уделять внимание духовному развитию за счёт чтения книг. Вследствие этого общество стало деградировать, например, относиться к тем действиям, которые они не понимают, как к преступлениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – СВЯЗАНО С ТЕМОЙ И СОДЕРЖИТ ВЫВОД-РЕКОМЕНДАЦИЮ В заключение хочется сказать о том, что научно-технический прогресс призван облегчать жизнь людей, делать её более комфортной, освобождать от трудной и монотонной работы, для того чтобы освободить человеку время на решение более важных проблем, например, поиска своего места в жизни, совершенствование навыков, раскрытие таланта. Тем не менее люди стали нерационально использовать то время, которое у них появилось, предпочитая посвящать его отдыху и развлечениям. Этому способствует и сам прогресс, создавая всевозможные гаджеты для более интересного проведения времени. Но вследствие этого личности становятся бездуховными, а прогресс реакционным. Для избежания дальнейшего разрушения общества необходимо контролировать использование продуктов прогресса, а также уделять время саморазвитию.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!