Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Два итоговых сочинения по направлению «Отцы и дети»

Два итоговых сочинения по направлению «Отцы и дети»

Вашему вниманию предлагаются два итоговых сочинения по одним и тем же произведениям, написанные одним учеником с разными репетиторами. Наглядный пример того, как от компетентности специалиста зависит конечный результат!

В прошлом году в моей практике был случай: незадолго до итогового сочинения обратилась одна мама. Она рассказала, что её сыну задали в школе пробное итоговое сочинение как допуск к этому экзамену, он, занимаясь с другим репетитором, написал, но школа эту работу оценила на четвёрку. ( А мальчик – медалист, ему нужно было сдать отличное сочинение). На мой вопрос, а почему тот репетитор не поможет доработать итоговое до нужной оценки, она ответила, то он отказался, мотивируя тем, что за ученика сочинения не пишет. ( На самом деле это был преподаватель вуза, не очень следящий за школьными требованиями к итоговым сочинениям). Но работу-то нужно сдать! Тогда они нашли меня по рекомендации и попросили проконтролировать написание сочинения ( школа сменила ему тему и задала писать новое). Ученик написал черновик, а мы вместе с ним его правили и выверяли каждый повтор, букву и запятую – чтобы придраться уже было не к чему. Итог – оценка пять!

PS. Этот случай учит тому, что для обучения итоговому сочинению лучше искать репетитора, специализирующегося на подготовке именно к нему. Так же как для подготовки к ЕГЭ искать того, кто готовит каждый год к этому экзамену.

  • Сочинение 1 ( на оценку четыре)

Тема этого сочинения не была написана в заголовке – можно предположить, что она была про влияние семьи на формирование личности ребёнка

Человек с самого рождения попадает в общество, и первая социальная ячейка, в которой он оказывается, - это семья. Именно здесь и начинается формирование личности: ребёнок получает первые уроки нравственного воспитания, узнаёт о сущности таких понятий, как честность, доброта, справедливость. Поведение членов семьи становится образцом для ребёнка, в том числе он перенимает их систему ценностей и впоследствии старается строить свою жизнь по данному родителями примеру.

Например, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» автор описывает влияние семьи на героев романа. Илья Ильич Обломов воспитывался родителями, которые его бесконечно любили. Он был любознательным мальчиком, но семья привила ему неравнодушное отношение к спокойной и беззаботной жизни. Илья Ильич привык к такому жизненному пути, именно поэтому, будучи взрослым, он целыми днями лежал на диване, спал, ничем не интересовался и никуда не ходил. Его мечта была погрузиться в бесконечный сон.

Полной противоположностью Обломова является его друг – Андрей Иванович Штольц, которого воспитывали иначе. С детства родители привили ему любовь к работе, он всегда чем-то занимался, трудился, чтобы во взрослой жизни он мог сам себя обеспечить и заработать капитал. В зрелом возрасте он всегда работал, чему-то учился, не сидел на месте. Он был самостоятельным и ответственным. Таким человеком он стал именно благодаря воспитанию, которое ему дал отец.

Два приведённых примера показывают, что герои во взрослой жизни руководствуются той системой ценностей, которая была в них заложена семьёй в детстве.

Также влияние семьи на становление личности можно увидеть в произведении А.Н.Островского «Гроза». Главные герои, Тихон и Катерина, были воспитаны в традициях купеческой семьи того времени, что и находит отражение в их поведении во взрослой жизни, в то время как дочь Кабанихи Варвара пытается приспособиться к такой жизни в семье.

Купчиха Кабаниха не признаёт что-то новое, она консерватор, также она высокомерна, преданна традициям, требовательна к своим домочадцам, держит их в страхе. Конечно, такое воспитание сказалось на детях. Сын Тихон вырос без умения отстоять свою позицию, без качеств, характерных для мужчины. Даже будучи взрослым, он беспрекословно слушается мать. Дочь Варвара, наоборот, старается тайно противиться воле матери, поэтому она встречается с Кудряшом и подталкивает Катерину к отношениям с Борисом. Из-за воспитания, полученного в доме Кабанихи, Варвара не проявляет уважения к матери, а в конце произведения сбегает из дома. Катерина же молча страдает в доме Кабановых, однако практически не сопротивляется такому образу жизни, потому что он ей непривычен. Её выдают замуж против воли, свекровь её всячески угнетает и унижает. После измены Тихону с Борисом она не выдерживает давления со стороны общества и своего внутреннего мира, поэтому бросается в волгу и умирает.

Итак, можно сделать вывод, что семья играет огромную роль в становлении личности. Какие ценностные ориентиры, взгляды на мир получит человек, кем он станет в будущем, зависит от семьи.

ЗА ЧТО СНИЗИЛИ ОЦЕНКУ В ЭТОМ СОЧИНЕНИИ:

  1. слишком много абзацев ( нужно всего четыре),
  2. слишком громоздкие аргументы,
  3. первый пример связан с темой, во втором - уход от темы (информация про Катерину уже лишняя, так как не связана с основной темой),
  4. слишком маленькое по объёму заключение (непропорционально остальным частям сочинения),
  5. в работе были речевые и пунктуационные ошибки, которые не были исправлены перед сдачей работы.

  • Сочинение 2 (его оценили на пять)

Неизбежен ли конфликт “отцов” и “детей”?

Взаимоотношения “отцов” и “детей” - вечная тема в русской литературе. Больше всего внимания писатели уделяют именно конфликту представителей разных поколений. Это закономерно, потому что “отцы” обычно придерживаются консервативных взглядов, считают свой уклад жизни самым лучшим и стремятся научить жить по определённым правилам “детей”. Но младшее поколение сопротивляется этому , так как считает себя самостоятельным, не желает выполнять навязанные правила и хочет для себя другой, лучшей жизни. На этой почве между ними возникает конфликт, который сильно осложняет взаимоотношения между поколениями и разрушает связи между ними. Но без преемственности не будет развития общества, поэтому ответ на вопрос, можно ли избежать конфликта между “отцами” и “детьми”, является важным. На него есть два варианта ответа. С одной стороны, конфликт неизбежен, если каждое поколение имеет свои представления о жизни и не хочет их менять, а также идти на компромиссы. С другой стороны, стоит младшему поколению увидеть то лучшее, что есть в старшем, и перенять его, как конфликт исчезает. В художественной литературе есть примеры напряженных и мирных отношений между поколениями.

Обратимся к произведению А.Н. Островского “Гроза”. Главная героиня Кабаниха, купчиха, представительница старшего поколения, живет по правилам Домостроя, по которым младшие беспрекословно подчиняются старшим, и она требует этого от своих детей Тихона и Варвары, также она считает, что жена должна бояться мужа, во всём подчиняться ему, и навязывает этот стиль жизни сыну Тихону и его жене Катерине, но они просто хотят любить друг друга. Пытаясь силой навязать “детям” патриархальный уклад, Кабаниха их тиранит: контролирует, поучает, не дает никакой свободы проявления. “Дети” страдают от такого отношения матери, но на открытый конфликт не решаются: Тихон пресмыкается перед Кабанихой, дочь Варвара недовольно молчит. Лишь Катерина отваживается бросить вызов старшему поколению: влюбляется в Бориса, племянника Дикого, решается на роман с ним, но потом признается в измене мужу и ,не выдержав травли со стороны Кабанихи, решает покончить с собой. В пьесе “Гроза” конфликт между поколениями неизбежен, потому что “отцы” лишают “детей” свободы, заставляют их жить в страхе по своим правилам. Естественно, на деспотизм старшего поколения младшее реагирует негативно. В финале пьесы робкий и безропотный Тихон даже решается на откровенный бунт против матери. Это трагично, но автору было важно показать кризис патриархального уклада. То есть действительно домостроевские правила устарели, нужно придумывать новые, но это должны сделать “дети”, а старшее поколение, стремясь сохранить свою власть, им этого не даёт.

Совершенно другая ситуация описана в романе И.А. Гончарова “Обломов”. Взаимоотношения Ивана Богдановича Штольца с его сыном Андреем можно назвать гармоничными и мирными. Да, отец был суров к сыну, не давал ему никаких поблажек, приучал к труду, заставлял учиться и соблюдать дисциплину, наказывал за лень и непослушание, но Андрею даже в голову не приходило бунтовать против такого сурового обращения с ним. Он усердно учился всему у отца, в то же время Иван Богданович поощрял в нем самостоятельность и воспитывал ответственность. Когда сын закончил университет, отец дал ему лошадь и сто рублей и отправил в Петербург вести самостоятельную жизнь. В итоге Штольц преуспел в жизни и добился успеха, разбогател и создал счастливую семью с Ольгой Ильинской. И ведь в этом немалая заслуга его отца, который научил сына правилам успешной жизни. Взаимоотношения в семье Штольцев - идеальный пример мирного сосуществования представителей разных поколений.

В заключение хочется сказать о том, что конфликт между “отцами” и “детьми” нельзя считать неизбежным. Его трудно преодолеть из-за разницы эпох, укладов жизни и психологических особенностей старшего и младшего поколений. “Отцы” более консервативны, предпочитают стабильность, плохо реагируют на всякие новшества, а “дети” хотят жить по-своему, но у них пока нет для этого достаточно сил и средств. Если “отцы” и “дети”, вместо того чтобы агрессивно отстаивать своё мнение, сделают шаги навстречу друг другу и поищут компромиссы, конфликтов между ними не будет. Старшему поколению нужно прислушаться к “детям” и дать им самостоятельность, а младшему поколению уважать “отцов” и взять у них самое лучшее.

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!