Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе
Обучение сочинениям
Дистанционные индивидуальные занятия или в мини-группе
Сочинение до и после обучения - 1

Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку: до и после…



В 2014/2015 учебном году я занималась с ученицей, которая уже сдавала ЕГЭ по русскому языку весной 2014 года, при этом она занималась с другим репетитором. В силу некоторых обстоятельств девочка решила поступать в другой вуз в 2015 году и готовилась заново. У меня сохранилось её сочинение, написанное в октябре 2014 года перед началом занятий, а потом она прислала мне свою работу, которую писала на экзамене 14 февраля 2015 года ( сдавала ЕГЭ досрочно). Полезно сравнить оба варианта, чтобы увидеть результаты её обучения сочинению ЕГЭ по русскому языку.



Для удобства восприятия я разбила оба сочинения ( до начала занятий и после обучения) на части для более наглядного сравнения.

  • 1) Вступление и проблема.


До: Б.С. Ямпольский- русский советский писатель, прозаик и журналист. Прочитав его рассказ, понимаешь, что он был написан настоящим мастером слова, который задумывался над серьезными и важными вещами.
В предложенном для анализа тексте автор заставляет задуматься над действительно важной проблемой взаимоотношения между природой и человеком. Несмотря на то, что Ямпольский жил и писал в 20 веке, проблема, поднятая в тексте, является очень актуальной и наболевшей и в наши дни, так как многие люди порой не понимают, как важна природа.

После: Война – самое страшное событие, которое может произойти в жизни каждого, но, если человеку приходится с ней столкнуться, он должен победить страх и сражаться до последнего, защищая свою Родину. Однако иногда люди не способны сделать это из-за боязни, которая отрицательно влияет как на человека, так и на исход войны. Не зря в тексте, предложенном для анализа, поднимается очень важная проблема проявления трусости в военные годы.

  • 2) Комментарий:


До: Отсутствует.

После: Повествование начинается с интересного вступления автора, где идёт речь о том, что перед привалом произошла встреча, не похожая на другие. Далее идёт описание двух людей, одним из которых оказывается полковник Баранов. Он замечает комбрига Серпилина и зовёт его к себе. Между мужчинами начинается диалог. Выясняется, что у Баранова нет документов, но его водитель подтверждает личность и звание полковника. Важным для автора является то, что у Золотарёва, водителя, документ есть. Именно поэтому его занят в списки и отправляют в колонну, а внимание читателей возвращается к разговору Баранова и Серпилина. Полковник обвиняет Серпилина в том, что тот компрометирует его. Автор эмоционально описывает реакцию комбрига на такое заявление. Серпилин считает, что Баранов сам выставил себя в плохом свете, так как снял гимнастёрку и бросил документы из чувства трусости. Далее в разговор вступает комиссар Шмаков, который соглашается с тем, что Баранов не заслуживает звания командира и должен быть разжалован.

  • 3) Позиция автора:


До: Позиция автора ярко выражена в тексте, ее можно сразу понять. Б.С. Ямпольский считает, что природа является другом человека. Она помогает преодолеть одиночество и трудности, учит мудрости и обогащает человека духовно. На примере тополя, который стал для главного героя другом, неотъемлемой частью жизни, можно судить о благотворном влиянии природы на человека: «…какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны!»

После: Позиция автора выражена через реакцию Серпилина на поступок Баранова. К.М. Симаков считает, что нет ничего хуже, чем проявление трусости на войне. По мнению автора, люди, способные на такое, сами себя выставляют в неприглядном свете и позорно себя ведут. Они не заслуживают доверия и уважения.

  • 4) Логический аргумент учащегося:


До: Я полностью поддерживаю мнение автора и считаю, с ним нельзя не согласиться. Ведь природа действительно играет огромную роль не только в жизни отдельного человека, но и всего человечества. Не стоит относится к ней, как к чему-либо обычному, повседневному, ибо она улучшает жизни. Правильность суждений Б.С. Ямпольского можно подтвердить на примерах из русской классической литературы.

После: Я поддерживаю мнение Симакова и согласна с ним в том, что трусость в военные годы не является допустимой. Человеку нужно всегда бороться со своим страхом, потому что трусы не способны на великие поступки и не могут постоять за себя и других, что необходимо для победы на войне.

  • 5) 1-й пример из литературы.


До: Вспомним стихотворение выдающегося писателя, поэта М.Ю Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива..». В нем Лермонтов повествует о силе природы, о том, что она сможет спасти человека и принести ему радость:
«И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...”

После: Подтверждение авторской позиции можно найти в художественной литературе. Первым примером является рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нём повествуется история о мужчине по имени Андрей Соколов, который в военные годы попадает в плен к немцам. По дороге в концлагерь группа пленных ночует в церкви. Выясняется, что утром фашисты будут расстреливать евреев, командиров и комиссаров. Один боец говорит, что выдаст своего взводного. Сделать он это собирается потому, что боится смерти, а, выдав товарища, хочет сохранить себе жизнь. Конечно, такое решение – не выход из ситуации. Жертвовать другими ради себя – настоящее проявление трусости. Соколов поражается намерению этого бойца. Герой решает, что «ползучего гада» необходимо убить, так как только это спасёт жизнь взводного. Андрей Соколов душит предателя. Таким образом, Шолохов показывает, что трусость недопустима, а люди, способные предать другого ради собственного спасения, не заслуживают права на жизнь.

  • 6) 2-й пример из литературы.


До: Другой пример- рассказ «Сбрось мешок», написанный публицистом и прозаиком В.Н. Куприным . Главная героиня, Варвара, увидев красоту природы, переосмыслила жизнь: «…так слепой бы всю жизнь и прожила, ничего не понимая», ей стало лучше: «Поглядела я и будто умылась, дышать легче стало».

После: Второй пример можно найти в произведении «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. В нём читатель знакомится с историей лётчика Алексея Мересьева. На одном из заданий самолёт героя сбивают немцы, и лётчик оказывается в глухом лесу без продовольствия, а ноги его подбиты, но Мересьев проявляет храбрость и решает идти сквозь лес, чтобы найти своих. На пути ему встречаются мальчики, которые, убедившись в том, что Мересьев – русский, зовут подмогу. Герой оказывается в землянке, где о нём заботятся. Там же Алексей узнаёт страшную судьбу жителей деревни Плавни. На неё напали фашисты и хотели угнать людей на постоянные работы в Германию. Никто не явился в срок, поэтому немцы начали убивать жителей, сказав, что всё ещё ждут, но люди не могли просто так сдаться, потому что это было трусостью, на которую не способен хороший человек. Жители собрались ночью и ушли в лес, где выкопали землянки, тогда деревня была сожжена немцами. Безусловно, жители совершили настоящий подвиг. На примере Мересьева и храбрецов из Плавни Полевой показывает, что только с помощью победы над страхом можно чего-нибудь достигнуть. Если бы трусость взяла верх, то герои могли погибнуть, а так они продолжают защищать Родину.

  • 7) Заключение


До: Опираясь на вышеприведенные примеры, можно заключить, что к природе нельзя относится, как к обычному «фону», так как она приносит в жизни пользу. Хочется призвать людей относиться бережнее к ней, заботиться и жить в гармонии!

После: Исходя из примеров, приведённых выше, можно заключить, что на войне нет места трусости. Если бы люди не боролись с ней, то нашему народу никогда бы не удалось одержать победу в Великой Отечественной войне и освободить мир от фашизма!

Статьи по теме:

Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в течение учебного года
Образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку
Пример сочинения части С в ЕГЭ по русскому языку


Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

До встречи на занятиях!