Репетитор по русскому языку о подготовке к ОГЭ в мае
Есть определённая категория учеников, которые начинают задумываться о подготовке к ОГЭ по русскому языку буквально за месяц-полтора до экзамена, то есть во второй половине апреля – мае. Происходит это по разным причинам. Например, готовятся весь год по другим предметам, так как по ним плохая успеваемость, а русский думают сдать без подготовки, или результаты апрельского пробника по русскому языку неожиданно оказываются хуже ожидаемых.
В любом случае родители за 4-6 недель до экзамена ищут репетитора по русскому языку на 3-4 занятия в неделю, то есть отводят на подготовку от 12 до 16-18 занятий. В сети с середины апреля появляется многообещающая реклама: «ЕГЭ и ОГЭ. Всего 15 занятий! Конечный результат - блистательный: 100 баллов!» Понятно, что раз есть спрос, будет и предложение. Но насколько можно верить рекламе и на какую подготовку за такой короткий срок реально могут рассчитывать родители?
Детально пройти материал за такое короткое время практически нереально ( если, конечно, ученик не имеет твёрдую пятёрку по русскому) – возможно только обзорное и выборочное прохождение материала.
Кому поможет краткий курс?
15 занятий – реальная цифра для ученика, который по русскому учится на 3, 4 или 5 и которому достаточно подтвердить эту оценку на экзамене. Такой ученик хорошо знает теорию части А и В ( благодаря школьному учителю) и неплохо пишет сжатое изложение, поэтому на повторение и систематизацию материала вместе с репетитором по русскому языку может быть достаточно 5-6 занятий. Повторюсь, что это не прохождение теории с нуля – оно требует уже 15-20 занятий! Остаётся 9-10 занятий. Поскольку самое трудное задание – сочинение на лингвистическую тему, то всё оставшееся время может уйти именно на освоение его формата, и это необходимый минимум, которого может и не хватить. Почему? Сочинение на лингвистическую тему требует от ученика умение соотносить содержание текста, т.е. проводить смысловой анализ, и языковое оформление, а для этого нужно хорошо знать теорию языка, которую проходят в школе с 5 по 9 класс. И если теория «прошла мимо», то придётся осваивать её с нуля, иначе сочинение написать просто невозможно.
Есть ещё один момент в такой подготовке с репетитором по русскому языку, который нельзя не учитывать. 3 занятия в неделю на протяжении месяца-полутора – не что иное, как интенсив. Интервал между уроками – 1-2 дня, а домашнее задание необходимо выполнять в полном объёме, иначе вся подготовка теряет смысл. Конечно, есть дети, для которых более комфортен интенсивный режим обучения, но… учтём, что апрель-май – конец учебного года, когда накапливается усталость, к тому же майские праздники и хорошая, почти летняя погода отнюдь не способствуют созданию рабочего настроения. Таким образом, если уж родители хотят ограничить время подготовки, целесообразнее провести её в начале 9 класса: сентябре – середине октября. В это время ученик отдохнувший и полный сил, у него ещё не так много занятий с другими репетиторами, поэтому он вполне может потянуть интенсивную нагрузку. К тому же, наработав определённую базу знаний, такой ученик может вполне успешно писать пробники ОГЭ по русскому языку в течение года и получить хорошую годовую оценку. Единственный минус в подобном смещении времени подготовки состоит в том, что ученику придётся потом в течение всего учебного года самостоятельно «поддерживать форму».
Если же ученик хочет не просто подтвердить оценку, а получить более высокий балл, тогда ему нужно больше занятий с репетитором по русскому языку, ведь в этом случае придётся подробно проходить программу и отрабатывать более детально навыки, а это уже не 15 занятий, а 30 – 40.
Как родителям избежать ситуации, когда подготовка за 15 занятий не будет иметь нужного эффекта?
Очень просто – пройти предварительное тестирование в сентябре, чтобы определить уровень знаний ученика и ориентировочное количество занятий. Если тестирование покажет хороший уровень знаний, можно ждать весны. Если нет, тогда есть смысл подумать о более раннем начале занятий хотя бы 1 раз в неделю.