Об особенностях проведения и результатах ЕГЭ 2014
Как проходил экзамен?
29 мая 2014 года прошёл ЕГЭ по русскому языку. Мои ученики после экзамена звонили и рассказывали, как проходил экзамен, какой текст части С им достался, с чем они справились, что вызвало затруднения.
Ниже привожу краткое резюме услышанного:
- В этом году по сравнению с прошлыми годами был ужесточён контроль на экзамене: ни мобильными телефонами, ни шпаргалками не было возможности воспользоваться. ( Таким образом, многочисленные предупреждения в СМИ о мерах по предупреждению списывания оказались достоверными).
- Ученикам достались варианты, ничего общего не имеющие с теми, которые накануне распространялись в сети как якобы настоящие КИМы. ( В прошлом году в сети попадались настоящие варианты с ответами).
- Мои ученики успели выполнить задания ЕГЭ по русскому языку в полном объёме, тогда как их одноклассники не все успели дописать часть С до конца. (Нужно заметить, что черновик не проверяется экзаменаторами, поэтому отсутствие законченной работы в чистовике автоматически приводит к значительному снижению баллов за сочинение).
- Темы части С мне назвали 3: про детство и его влияние на дальнейшую жизнь человека, про героизм русского народа во время войн, про русских женщин, провожающих своих мужей на войну.
Как оценивался экзамен?
( Поможет ли апелляция повысить итоговый балл?)
11 июня стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку. Если в прошлые годы их размещали на портале ЕГЭ и сайт не выдерживал потока посетителей и вис на несколько часов, то в этом году их можно было узнать после предварительной регистрации на портале государственных и муниципальных услуг г. Москвы – совершенно свободно и без многочасового ожидания.
Как и каждый год, ученики, получившие за часть С меньше ожидаемых баллов, присылали мне свои работы с просьбой перепроверить и определить, не было ли занижения оценки, а также дать совет, идти или нет на апелляцию. Я проверила 2 работы, оценённые на 16 баллов. Собственно, по опыту прошлых лет я знаю, что работы проверяются объективно, оценка по критериям, не прописанным чётко (например, К5 и К6) всегда решаются в пользу ученика. Так было и на этот раз.
У одной ученицы не было орфографических и пунктуационных ошибок, поэтому по критериям К7 и К8 она получила по 3 балла из 3-х возможных, а другая сделала 2 орфографические ошибки и 2 пунктуационные ошибки – соответственно, по критерию К7 и К8 ей поставили только 2 балла – точно по таблице. Обеим снизили по критериям К5 и К6 – по 1 баллу (смысловая цельность и речевая связность и последовательность изложения, а также точность и выразительность речи) – в общем-то, тоже справедливо, также сняли по 1 баллу за К9 и К10 – языковые и речевые нормы. Я посчитала количество грамматических и речевых ошибок в каждой работе – тоже не увидела никаких придирок со стороны экзаменаторов: они учитывали самые грубые ошибки и снижали баллы в зависимости от их количества. В общем, я не советовала идти на апелляцию.
Какие рекомендации можно дать будущим одиннадцатиклассникам, которым только предстоит в следующем году сдавать ЕГЭ по русскому языку? Добросовестно готовиться к экзамену, не надеясь на возможность списать, на то, что получится без всякой тренировки быстро и грамотно написать сочинение части С . Современные дети мало пишут, следовательно, у них небольшой словарный запас и трудности с формулированием собственных мыслей, а часть С требует от ученика свободного владения речью. Грамотность не появится из ниоткуда – над ней нужно работать!
О том, как мои ученики в 2014 году сдали экзамен, можно прочитать в статье «Результаты моих учеников»