Критерии оценки ГИА
Зачем родителям необходимо знать нормы оценки ГИА по русскому языку? Оценка за ГИА в 9 классе является определяющей при выставлении оценки в аттестат, что актуально, если ребёнок в 10 классе собирается учиться в другой школе, где смотрят на общую успеваемость.
Существенно, что оценка за четверть или учебный год ставится по пятибалльной шкале, а за ГИА – максимум в 2014 году – 42. Если за пробный ГИА школьный учитель поставил ребёнку, например, оценку 4, то очень важным является вопрос: эта четвёрка ближе к тройке или пятёрке? Ведь, как видно из списка ниже, интервал баллов достаточно большой:
- 0—17 баллов — отметка «2»
- 18—27 баллов — отметка «3»
- 28—36 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «4»
- 37—42 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «5»
Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы - 34 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).
Эти 42 балла складываются из 4-х частей:
- 16 баллов за часть А и В ( по 1 баллу за каждое задание),
- 7 баллов за содержание сжатого изложения,
- 9 баллов за содержание сочинения на лингвистическую тему,
- 10 баллов за грамотность.
Есть ещё одно условие, которое является определяющим при переводе баллов ГИА по русскому языку на пятибалльную шкалу. Это критерии ГК1 – ГК4.
Если работа ученика будет правильной в разделе теории и содержания изложения и сочинения, но безграмотной, ученик не получит желанную четвёрку или пятёрку!
Рассмотрим критерии оценки грамотности в ГИА по русскому языку.
Как видно из таблицы, на оценку 4 допускается сделать не более 3-х орфографических, 4-х пунктуационных, 2-х грамматических и 4-х речевых ошибок. Следует учесть, что эти ошибки суммируются в изложении и сочинении. Как правило, объём письменного задания ГИА по русскому языку составляет примерно 3 школьные страницы ( для ученика, претендующего на оценки 4 или 5) – меньший объём не позволит раскрыть тему так, чтобы за содержание поставили максимальный балл.
Теперь попробуем оценить, много это или мало?
Если сделать перерасчёт на количество ошибок на 1 страницу, то получится, что допускается сделать 1 орфографическую ошибку, 1 – максимум 2 пунктуационных ошибки, условно 0,5 грамматических и 1-максимум 2 речевых. По моим наблюдениям, таким уровнем грамотности могут похвастаться только действительно сильные ученики. Среднестатистический ученик делает обычно 2-3 орфографических ошибки и 4-5 пунктуационных на 1 страницу, а уже речевых может сделать до 5 штук. И чтобы добиться значительного уменьшения количества ошибок, нужно приложить немало усилий на занятиях.
Да, относительно легко с учеником, претендующим на хорошую оценку по ГИА, отработать теорию частей А и В так, чтобы он делал их максимально правильно, а также научить писать сжатое изложение на высокий балл. Достаточно сложно ( в силу того что в школе мало времени уделяют теории языка) научить сочинению на лингвистическую тему, но – возможно, так как формат его достаточно простой и понятный – дело только за умением анализировать текст и свободно излагать свои мысли в письменной форме. И – самое трудоёмкое – повысить грамотность! Почему? Потому что мало просто знать правила и уметь их применять – нужно ещё сформировать у ученика привычку к постоянному контролю собственного письма.
Какой вывод можно сделать на основании вышесказанного? Нормы оценки ГИА по русскому языку охватывают весь спектр умений и навыков ученика, и не последнюю роль занимает уровень грамотности. Об этом нужно помнить и уделять при подготовке к экзамену особое внимание.