Выполнение домашних заданий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Требования к выполнению домашнего задания
- Теория должна быть выучена наизусть и рассказана без запинки на 95 – 100%. В противном случае она задаётся повторно и без неё новая тема не проходится.
- Письменное задание выполняется на 100%, недовыполненный объём переносится на следующее занятие. В упражнениях по орфографии и пунктуации нужно обозначать орфограммы и пунктограммы.
- Читать худ. лит-ру для части С по бумажному варианту без сокращений, подчёркивая главные мысли автора.
Нельзя читать книгу в электронном виде, так как в ней невозможно делать пометки и запомнить расположение тех или иных эпизодов, что снижает возможность ориентироваться в тексте.
Важно! Соглашаясь на занятия со мной, ученик берёт на себя обязательство выполнять дом. зад. в полном объёме! Необходимо предупреждать репетитора накануне занятия (а не за час до его начала), если вы не успели что-то сделать.
Технология выполнения домашнего задания
- Заучивание теории наизусть. Если накануне учил, а пришёл на занятие и ничего не можешь вспомнить, это означает, что не развита способность к воспроизведению материала . Если не развивать, то на экзамене в стрессовых условиях ничего не сможете вспомнить.
Учите по алгоритму:- разбить на небольшие фрагменты
- прочитать фрагмент несколько раз
- повторить самому себе вслух ( или написать на листке)
- потом заглянуть в текст и сверить, всё ли рассказал
- если не всё вспомнил, то вернуться ко 2 пункту
- на следующий день воспроизвести, при необходимости доучить.
- Выполнение упражнений по орфографии и пунктуации:
Вставлять буквы в книге, а потом переписывать нельзя! Нужно переписывать словосочетание и сразу обозначать в нём орфограммы.
Переписывать предложение, а потом вставлять туда запятые нельзя! Нужно переписывать, по ходу письма ставить запятые, а потом подчёркивать пунктограммы. Это нужно сделать для того, чтобы формировался навык орфографической и пунктуационной зоркости, т.е. умения находить свои ошибки. - Как делать варианты ЕГЭ ( тестовую часть).
Сделать таблицу в тетради: по вертикали – номер варианта, по горизонтали – номер задания ЕГЭ. Туда заносить ответы. Можно сначала написать вариант ответа в сборнике, а потом переписать его в таблицу в тетради. Это необходимо для более быстрой проверки ответов учителем. - Написание части С.
Фрагмент или целиком часть С нужно писать минимум 3 (!) раза. 1-й – записать мысли, не обращая внимания на грамотность. 2-й – перепроверить написанное , исправить речевые ошибки и добиться связности текста, 3-й – опять перепроверить, исправив орфографические и пунктуационные ошибки.
Если не переписывать по 3 раза, а сразу на чистовик и принести репетитору, то речь никогда не разовьётся (проверено на практике). Если переписывать по несколько раз, то со временем (месяца за 2 ) придёт скорость (на ЕГЭ вам отведено 1, 5 часа на часть С) и безошибочность выражения собственных мыслей. Если не проверять орфографические и пунктуационные ошибки, то не разовьётся навык видеть собственные ошибки (на его формирование уходит несколько недель).
Почему именно такие требования?
- Учить теорию назубок и перед занятием, а не разобрать её сначала на занятии, а потом уже учить?
Теория к ЕГЭ имеет следующую специфику :- она имеет большой объём для одного задания (1-4 листа)
- в ней бОльшая часть информации, не нуждающейся в понимании (это в основном списки слов, которые надо потом найти в тексте).
- Прочитать весь список худ. литературы к части С и читать полностью, а не в кратком изложении.
В части С нужно привести 2 примера из худ. литературы в качестве аргументов. За 1 пример ставят на 1 балл меньше, то есть по определённой тематике нужно прочитать не меньше 2 произведений. Кроме того, пример засчитывается как аргумент только если содержит подробные детали и информацию по развитию сюжета, которые отсутствуют в кратких изложениях. Если просто написать, что в романе Толстого была такая героиня Наташа Ростова и она сделала то-то, то в качестве аргумента это не засчитают. Необходимо указать, в какой ситуации и как она проявила себя, а также какие последствия это имело для неё.
Некоторые вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Если в сентябре ученик делает тестовую часть почти без ошибок, то нужно ли в течение года её отрабатывать?
Я отвечу вопросом на вопрос: какова вероятность, что этот результат сохранится до конца мая?
Как показывает практика, в описанном случае дети делают тестовую часть либо по интуиции ( если задания на логику), либо благодаря школьным знаниям, объём которых может быть неполным. Попадись мало-мальски нестандартный вариант (например, не личное местоимение , а указательное), такой ребёнок может не справиться с заданием, потому что личные местоимения он знает ещё с 5 класса, а указательные местоимения – нет ( их надо специально учить).
Ученик уже большую часть книг из списка к части С читал, нужно ли их перечитывать заново?
Если ребёнок раньше произведение читал, то в 11 классе он помнит его на уровне «о чём», так как , например, «Вишнёвый сад» проходят в 10 классе, а «Капитанскую дочку» - в 8.
В книге Сениной, Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» написаны требования к аргументам из художественной литературы: «Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения ( О проблеме патриотизма размышляет Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой…» Естественно, без «свежего» прочтения это сделать невозможно.
Кроме того, отдельное количество занятий я посвящаю тренировке формулирования проблемы по этим текстам. Это связано с тем, что формулировка проблемы – самое ответственное в части С и самое трудоёмкое в обучении. Если проблема определена неверно, то текст не оценивается по критериям К1 – К4, а это минус 7 баллов , что критично в случае поступления на бюджетное отделение вуза. По 1 тексту ученик может найти 5-7 проблем, но только в случае хорошего знания текста, то есть сразу после его прочтения.
Как всё успеть?
- Назначайте не больше 6 занятий в неделю со всеми репетиторами. 7 и больше – риск того, что силы закончатся уже к марту (не говоря уже об июне – времени экзаменов), да и полноценно готовиться к занятиям при таком графике невозможно.
- Распределяйте время на дом. зад. в течение всей недели (в какой день чем будете заниматься). Теорию по русскому языку надо учить несколько дней понемногу – за один «присест» её выучить невозможно.
- Используйте время, которое вы проводите в общественном транспорте (можно зубрить группы слов из теории или читать книги).